Белорусская Мысль. №6, 2001

Михаил ШЕЛЕХОВ
Светоносец


I

       Он родился на Полесье 1 июня в год Великой Победы. Весь мир ликовал, плакал, танцевал на площадях под залпы салюта и поднимал заздравные чаши. Небеса были открыты. И ангелы Божии ликовали вместе с людьми.
       Увидел это маленький мальчик и, когда вырос, стал рассказывать об увиденном. О небесах, чудесах и своей матери. Дивная память была дана ему - помнить себя на руках у матери. И сравнить почти не с кем. Один Лев Толстой приходит на ум: он очень гордился тем, что помнил себя с пеленок.
       Алексей Кузьмич навсегда полюбил мир свободы, наготы и вечного лета и воплотил его в своих полотнах. Счастливый младенец танцует, пьет молоко, забавляется на коленях у матери. И это не кто иной, как сам художник, ликует на руках Матери- Природы .
       - Родился - ясное небо, ластовки летают... - рассказывает Кузьмич.- Мать так и говорила: не день, а чудо! И вдруг из чистого неба появилась хмарка. Маленькая, рукой закрыть можно. Никто на нее и не глянул. А батька мой, весь израненный фронтовик, приподнял меня над головой, прямо в небо. И в это самое мгновение внезапно ударила из хмарки молния - и в деревню... 19 домов сгорело. Вот такое страшное совпадение. Запомнили это люди. И я запомнил - небо, огонь, солнце, грозу. И батьку своего.
       Был батька сильно пораненный, - Варшаву освобождая, на мину наступил. Девятнадцать осколков осталось. Охотились война и смерть за Кузьмичами. Пришел батька, а тут ночью маузеры, сапоги блескучие, злоба черная: "Ты за кого воевал? За москалей?"
       Хотели убивать, да дочурки вой подняли. Семь их было. Десять детей родила мама Александра Максимовна, а выжили шесть дочурок и я. Избили всех бандиты, забрали шинель, сапоги, вещмешок у батьки. Вскорости он кровью и изошел.
       А в три годика помню, батьки уже не было: ведут меня, и вижу - лежат штабелями мертвецы. Гэбисты банду окружили и постреляли. На одном и узнал я шинель и сапоги отца...
       Вместо батьки был у меня дед. Лихой дед, с казацкой шашкой домой вернулся. А началось с того, что два пацана срезали бритвой в паспорте год рождения да и пошли добровольцами на русско-японскую войну. Дед оказался в гусарском полку барабанщиком. Потом Маньчжурия, Цусима, японский плен. В 16 лет дед воевал с японцами, а в старости - с бабами. Полный дом девчонок был, и я один среди сестер...
       Помню золотой свет. Я стою в тазу. А меня все сестры купают... И каждая хочет шлепнуть, ущипнуть, приласкать, потешить. Был я для своих сестер веселой игрушкой. Так с тех пор и гляжу на мир, как на купание в том золотом тазу. И нет для меня мертвых - все живые. Слышу их дыхание, всех прадедов и прабабушек. Широкие мужики жили у нас на Полесье, в моей деревне Мохро. Рассказывал дед, как гуляли некогда белорусы. Заматывали корове рога - и на ярмарку, а сами мимо нее - в шинок. И по пять дней не выходили из того шинка, пока всю корову не пропьют.
       Матушка говорила: тише будь, ниже будь... А дед, который свет видел, под императорским знаменем впереди гусарского полка в атаку ходил, говорил: лезь на рожон!
       После деда - за отца и деда остался в дому я, сидел в центре стола. И слушались меня, младшего. Разве это не сказка?

II


       Но самая главная сказка у Алексея была впереди. У каждого народа есть своя сказка о Любви: Данте и Беатриче, Пушкин и Гончарова. Кто знает, пройдет время, и появится у белорусов своя прекрасная легенда - Алексей Кузьмич и Инесса.
       Живут они в Минске на древней Немиге, о которой в "Слове о полку Игореве" сказано, как две белые птицы. Растят птенцов, радуются, шумят своими чистыми крыльями. Прекрасная человеческая пара.
       Ее, пышноволосую и небесноглазую, узнают на улицах. Еще бы! Шестьсот полотен посвящено ей, а может, и больше. Именно красота жены благословила Кузьмича на создание Мадонны, Матери Мира, у которой тысячи лиц - веселых и печальных.
       - Вы весна! - сказал он ей когда-то первые слова, увидев на улице примеряющей сережки. Она засмеялась - и осталась с ним навсегда. С тех пор не старится его сердце. И золотой свет истекает с его полотен, как мед из пчелиных янтарных сот.
       А еще великие личности приходят к нему по ночам... Это так называемые сны Кузьмича. Сколько о них ходит легенд! Сны-то пророческие.
       Снится царь Петр. Вызвал он к себе Кузьмича в Петербург, пожаловался ему художник на козни врагов. А император положил его голову себе на грудь, поцеловал: "Тяжко тебе, потому что ты от Бога. А думаешь, мне легко? Пошли ко мне, будем вместе работать". Пошли во дворец, подали им на стол вина, закусок, выпили. "Ну, ты пиши меня, а я буду бояр принимать", - сказал царь. Кузьмич царя пишет, а Петр Великий бояр за бороды тягает - за воровство, за нерадивость: сколько будете Россию грабить! Стыд, позор! И за ножницы... А Кузьмичу говорит: "Такая судьба царей и художников - учить проходимцев".
       Много раз снились Кузьмичу цари Александр I, Николай I, Александр II. А с императором Николаем II Кузьмич и вовсе давно подружился семьями. Гуляют они вместе с женами и детьми по саду Эрмитажа. Печалится царь, что нет покоя и порядка на Руси. Императрица на качелях качается с Инессой, царевны с детьми Кузьмича играют, балуются. Императрице понравились мадонны художника, и вместе с Николаем II решили они заказать ему семейный портрет. Но как только возьмется он за кисти - просыпается.
       Была у Кузьмича выставка в Санкт-Петербурге - народ валил валом. Возили его полотна супруги Мур в Нью-Йорк - фурор! Попали случайно пять картин его в Италию - и там люди ими восторгаются, возле картин в обморок падают, от болезней излечиваются...
       Но, может быть, дороже другое. У нас много горюют сейчас, что женщины мало рожают детей и население страны уменьшается. А ведь дело поправимо - только поглядеть на картины Кузьмича, которые широко представлены на выставке в Минском Дворце искусств. Посетите ее, и вы приобщитесь к миру возвышенного и прекрасного, светлого и великого, доброго и вечного.

МОЛЕНИЕ У МАДОННЫ О СПАСЕНИИ ОТЕЧЕСТВА


       Жить по законам совести - вот главное кредо художника... Алексей Кузьмич считает, что времени уже не осталось, оно исчерпано... Переделывание сознания человека - главное в творчестве Алексея Кузьмича. Повернуть так сознание, чтобы оно не работало на разрушение Человека, Земли, Океана, иначе неотвратимо наказание. Мы это наблюдаем каждодневно в нашей жизни в нарастающем объеме. Всем своим творчеством Алексей Кузьмич это доказывает. Вот его последняя работа "Ангелы оплакивают Россию". Художник уверен, что если спасется славянский мир, спасется все человечество. Он пишет, молится, страдает вместе со своими картинами. Великую миссию взял на себя творец - писать трагедию XX века. Человечество много выработало плохой энергии, много зла развелось на земле и вокруг земли в силу людского эгоизма. Художник убежден, что Бог избрал славянский мир для спасения всего человечества. Через муки, страдания, заблуждения славянский мир очистится и просветленный душой и сердцем поведет за собой все человечество: за это нужно бороться, переделывая свое сознание. Славянской нации это предопределено Богом. Это духовная нация, рожденная с элементами беззащитности. Алексей Кузьмич убежден, что Бог избрал своим местом жительства, своим престолом славянские земли... Особенно велика духовность на Белой Руси и в ее столице Минске, откуда идет очень сильная духовная энергия. И художник считает, что Минск должен быть столицей всех славянских земель. В это неистово верит художник, и уважим его веру... Сознание само по себе не переделывается. В этом должны помочь человеку творцы, люди, наделенные созидательной энергией, божественным термо-ядерно-пассионарным взрывом, чистой душой, истинно православной верой. Один из таких творцов - Алексей Кузьмич, который наделен даром встречаться и разговаривать во сне с родными, близкими, государственными деятелями, царями и императорами.
       Трагедия славянской нации - это вселенская трагедия, которая и последствия имеет вселенские. Это и гибель человеческой духовной цивилизации, и экологическая катастрофа, и выживание человека как биологического существа. Потому что с гибелью духовного человека, который несет положительную энергию, усилится катастрофическое разрушение сознания человека, наступит эпоха "больного" человека, когда общечеловеческий организм серьезно болен, и недуг поразил прежде всего сознание, которое материализовалось в такую же больную агрессивную цивилизацию. Поэтому высшие неземные цивилизации, так пристально наблюдающие за нами, наверное станут опасаться, чтобы эта агрессивная психологическая метастаза человечества земли не заразила другие цивилизации Вселенной и сознание. И поэтому каждый творец - художник, писатель, композитор и истинно русская православная церковь должны активизироваться и через высокодуховное искусство отодвинуть, воспитать нового человека и спасти земную цивилизацию.
       Алексей Кузьмич ежеминутно своей духовной энергией отодвигает вселенскую катастрофу. Он не один, в этом мире много совестливых людей. Создавая свой духовный мир, соизмеряя с духовными законами Вселенной, художник Алексей Кузьмич ведет ежедневную титаническую работу мысли и кисти. Его мысль, организм так устроены, что несут токи энергии в космос и обратно. Чего стоят его сны? Его вещий сон о мадонне, сошедшей с небес, которая передала ему волю высших космических цивилизаций, или, если хотите, Бога, несет пророчество людям здесь, на земле. Другой мир - мир любви, ненасилия через женщину - мадонну - мать... А когда к нему являются во сне государи-императоры и ведут с ним разговоры, в которых и боль за отечество, и за состояние человека, который отринул Бога и впал в представленный собой феномен зла. Эти разговоры с императорами Петром Великим, Александром I, Николаем II и его семьей, встречи с царем Иваном Грозным, с советским императором Сталиным, Борисом Ельциным. И во всех этих беседах главной нитью проходит судьба славянской нации, ее вселенское предназначение через кровь, страдания, очищение - спасение земной цивилизации, говорит художник Алексей Кузьмич. Нужно создать единый путь разумной эволюции на основе взаимного понимания и отказа от любых притязаний друг к другу всех рас, наций и народов. Каждый должен оценить, считает Алексей Кузьмич, ситуацию и принять единственно правильное решение. Это путь самосовершенствования и духовного развития. Алексей Кузьмич говорит, что это - рок, судьба. И если бы пришлось начинать все сначала, я выбрал бы то же самое - служение человеку. Мои приоритеты - Бог, держава, Отечество. Путь взаимопонимания, соборности, духовности. А не путь индивидуализма, ибо путь индивидуализма - это путь волка-одиночки, это гибель. И пишет Алексей Кузьмич, и борется с человеческой бездуховностью, инфантильностью, каждый день доказывая это в своих картинах, портретах. Это как северное сияние, как горная лавина, которая захватывает творца, и он уже не может остановиться. Творец весь во власти творчества. С кистью в руке с утра до вечера, а ночью, чаще блуждая во вселенной, встречаясь и разговаривая. И везде горе, и везде борьба света и тьмы, добра и зла. Но восход и сияние близко, считает Алексей Кузьмич. Силы зла на исходе. И это духовное сияние Алексей Кузьмич приближает своим неустанным трудом. Сознанием добра и сострадания, ибо где нет сострадания, там нет творца, убежден Алексей Кузьмич. И этому посвящены его циклы "Золотые мадонны", "Серебряные мадонны", "Плачущие мадонны". Кстати, в мировом искусстве до него этого никто не писал Мадонны с падшими ангелами, где падший ангел - это тоже порождение матери-мадонны. Даже от падшего мать не в силах отказаться. Серия "Свет славянских мадонн", серия "Полыхающая Русь" из 20 картин, где через божественное наказание и очищение спасется великая Русь и спасется все человечество. А образ юной мадонны, ее совершенство, земное и небесное божество, в которые творец вкладывает свои пыл и любовь сердца, человеческую совесть, приближают день освобождения человека и человечества. Поверим и мы творцу, его мечтаниям, его бескорыстной позиции и пожелаем ему великого ежедневного вдохновения и дерзаний, путешествий и солнечной энергии.

Петр Сабина

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz