Мадонна будет править миром


       Алексей Васильевич, в последнее время о Вас много говорят и пишут. Ваши картины из мастерской словно перешли в каждый дом: выставка, телевизионные и радиопередачи о Мадоннах...
       - Мне иногда коллеги, друзья, завидуют. Я картины пишу легко, не насилуя себя. У меня это естественно получается. Бывает, мучаются художники: говорят, тем нет... Есть художники, которые боятся как огня, если коллега увидит их картину, - вдруг он идею, тему возьмет для себя! А я говорю: "Приходите ко мне - сотни тем дам..."
       - Какова основная тема Ваших полотен?
       - Пишу серию картин под общим названием "Жертвенность славянской Мадонны". Могу пояснить: наши женщины из поколения в поколение жертвуют. Мы создали эту великую духовность - православие. Мы несем эту духовность ради всего мира. Славянская культура одухотворяет весь земной шар. Яркий пример девятнадцатого века - великая русская литература. Начиная от Пушкина... Меня всегда вдохновляло, что обожествление женщины - это сугубо славянская идея:
       Мадонна, Мать, Богородица. Сейчас идет самое бессовестное оскорбление женщины-матери. Мы видим это каждый день на телевидении, в рекламе. Та, которая дает нам жизнь, любовь, бессмертие, - ее превращают в какую-то секс-бомбу, животное... Женщина меня родила. У меня мать, сестры, у меня растет дочь...
       - На Ваших картинах одна и та же женщина, все уже знают, что это Ваша жена. Не кажется ли Вам, что это зацикливает творца на одной Мадонне?
       - Нет, я не пишу ее в последние годы, Она как отправная точка, как центр мироздания. Она мать... Но я выхожу на Богородицу, на всех женщин мира по большому масштабу, ведь в христианстве заложено, что земной шар - это лишь маленькая песчинка во вселенной... И мы хотим видеть во всех людях с рождения доброту, ум, талант... Мы всех любим и хотим, чтобы и они тем же отвечали, но, к сожалению, вокруг много других людей, других религий, которые несут иное мировоззрение... А, повторяю, жертвенность славянской Мадонны - это то, что заложено нашей религией, это любовь к ближнему, милосердие.
       - Но так возвеличить, так женщину эту написать - столько картин! Интересно, как Вы познакомились с Нею?
       - Я целый год наблюдал за ней из окна. Вот она смеется... Вот она идет... Я был потрясен. Высокая, волосы светлые, лучезарная улыбка... Как Артемида - древнегреческая богиня! А я все боялся подойти, да и старше я был гораздо... И вот когда она покупала сережки, примеряла их в ушах, хохочет, а я говорю: "Ой, вы на весну похожа!" А на следующий день начал писать ее портрет, помня слова одного великого французского художника: "Если хотите покорить женщину - пишите ее..."
       Как Вы начинали рисовать? Где это было?
       - У моего отца был друг, художник Урбанович, который учился в Варшаве, Париже, Вене. И вот он вместе с моим двоюродным братом, тоже художником, творили в имении Урбановича на Немиге. Я, маленький, все время бегал рядом. Мне с детства давали рисовать. Помню, делал копии с их картин, с журналов. Они были потрясены. Это было мое детское впечатление. А великие мои учителя - художники эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, а также из великой русской школы
       - Андрей Рублев, Грек. Чем старше я становлюсь, тем яснее вижу величие, недосягаемость их. То была кульминация человеческой цивилизации, к которой тысячу лет шли художники. И я не стесняюсь трудной своей участи. Сначала мыл кисти, растирал краски, таскал разную бумагу, а потом - писал, работал, работал...
       - Ваши картины, Ваши Мадонны нравятся женщинам. А как относятся к ним мужчины?
       - Звонили уже пятеро мужчин, что они женились после выставки, а были закоренелые холостяки. Вот запись в книге отзывов: "Алексей Васильевич, женился благодаря вашей картине!.."
       - Мадонна в православии канонизирована, а Вы снимаете каноны. Мадонна обнаженная...
       - Дело в том, что я вбираю в себя все мировое искусство, начиная от древних египтян. Женщина выше религиозных канонов. Каждая религия, каждая эпоха пытаются "одеть" женщину в какие-то каноны. Православие назвало женщину "исчадием ада", виновницей первородного греха. Но если брать эпоху Возрождения или эпоху древних греков, египтян,
       - совершенно другое отношение к женщине. Одна небесная Мадонна сказала, что не Адам и Ева первыми пришли на землю, а я - Мадонна с младенцем. Она - центр вселенной, и вокруг нее все звезды галактики. Я несу эту идею. Не хочу втискивать себя в какую-то религиозную догму. Это мое искусство.
       - А в чем, по-Вашему, трагедия славянства?
       - Трагедия славянства только в одном - в любвеобильности ко всему миру. Мы любим и жертвуем, жертвуем и любим, но никогда себя не любили, брата никогда не любили, сестру никогда не любили. Вот весь мир всегда любим. Эта любвеобильность нечистым силам нужна, потому что легко грабить, уничтожать, легко вывозить национальные богатства.
       - Есть ли среди Ваших Мадонн Мадонна, которая любит себя?
       - Самое великое совершенство любви Мадонны, женщины, матери - к ребенку своему. Женщина, которая себя любит, еще не совершенная женщина. Она лишь на пути. Вершина любви Мадонны - это именно ее ребенок, кульминация вселенной, вселенской любви. Она родила нового человека. Новую вселенную.
       - Младенец вырастает, улетает, а мать остается...
       - Величайшая ответственность у матери, когда младенец на руках. Кто он - разрушитель, созидатель или святой мученик? Она в ответе перед человечеством и перед Богом. Поэтому она уже не остается одна. Она с младенцем. У меня есть картина: Мадонна с младенцем и падшими ангелами, а ей тоже жалко падшего ангела. У нашей женщины духовная природа. И мне претит, когда женщины говорят о том, что в наше время духовности не хватает. У нас она врожденная -духовность...
       - Хочу задать вопрос о Ефросиний Полоцкой. Вот она на иконе без слез. Почему же на Вашей картине у Ефросиний Полоцкой слезы?
       - Почему я ее плакучей увидел?.. Я призываю ее в свидетели о поруганных чести и достоинстве Родины, Матери, Отечества...
       - Алексей Васильевич, Вы человек работающий, не отвлекающийся на рекламу, на моды. Вам не нужна слава?
       - Вот книга отзывов: "Дорогой Алексей Васильевич, даже в Храме я не ощущаю столько любви, как на вашей выставке...".
       Мадонна уполномочила меня быть пророком новой цивилизации...

Галина Нагорская

Сентиментальная газета №4 сентябрь 1997г.

Его Мадонна - символ женской красоты


       Впервые с белорусским художником Алексеем Васильевичем Кузьмичом я встретился на открытии выставки Ильи Глазунова в минском Дворце искусств. Поразила его мощная, будто распираемая изнутри энергией, крепко сбитая фигура. Почему-то она вызывала ассоциацию с образом беловежского зубра. А еще поразительнее - при этом в нем ощущалась некая детская непосредственность, незащищенность, светлость души.
       Эти первые впечатления вскоре подтвердились при посещении его мастерской в старейшем районе белорусской столицы - Троицком предместье, накануне открытия его выставки в том же Дворце искусств. Наблюдая за неистовостью работы над очередным холстом, вслушиваясь в его исповедь о радостях и горестях, видении своего места в искусстве, все более восхищался личностью этого человека. "Я плазменный художник и работаю "термоядерными взрывами", - говорил он, накладывая энергичными жестами мазок за мазком на холст, - Это отражается и в цветах моих картин". Что же, характер его сказывается не только в цвете. Только при таком энергетическом напоре можно было создать более 700 полотен, раскрывающих его представление о мире через образ женской красоты, названный им обобщенно Мадонной. Этот образ - своеобразный ключ, используя который он пытается проникнуть в глубины прошлого, разобраться в процессах современной жизни, заглянуть в будущее. Вот как он сам излагает свое понимание образа
       Мадонны, получившего для него значение своеобразного божества Вселенной. "Живу тем, что она и есть основа мироздания. Верю в то, что она - честь, достоинство и совесть рода человеческого. Не перестаю восхищаться красотой и совершенством, величием духа и жертвенностью наших земных Мадонн. Женщины - Матери - Мадонны на моих полотнах и плачут, и грустят, и печалятся, они чувствуют тревогу и несовершенство мира. В их нежных и надежных руках вера, надежда и спасение человеческой цивилизации - Дети.
       Родившийся в 1945 году в деревне Мохро Брестской области, будущий художник вместе с братом рос преимущественно в женском окружении - матери и пяти сестер; отец, вернувшийся с фронта, вскоре умер. В зрелую пору, когда за плечами были уже годы учебы в Белорусском театрально-художественном институте и преподавательская работа в нем, идеалом женского совершенства для него явилась жена Инесса, ставшая моделью для большинства его картин.
       По самим названиям циклов и отдельных картин, открывающих женский образ в разных ипостасях, можно судить, какие чувства и мысли движут кистью художника, - "Сошедшая с небес", "Плачущая Мадонна", "Гимн материнству", "Мадонна и старцы", "Плач Ефросиньи Полоцкой", "Разорванный мир", "Дети Чернобыля"... И какой бы сюжет ни разрабатывал художник, он неизбежно затрагивает ту или иную сторону исторического или нынешнего бытия славянских народов, Пафос его картин определяет торжество духа, идеал жертвенности во имя славянского единства.
       Художник, озабоченный судьбами своих современников, неоднократно обращается к понятию исторической Руси - "Русь святая", "Полыхающая Русь"... На вопросы журналистов, почему его волнует эта тема, он неизменно отвечает:
       - Я не разделяю нас на белорусов, украинцев и русских. Для меня существует единое понятие - славяне. Поэтому "Полыхающая Русь" - это и Белая Русь... В нашем веке было истреблено около 150 миллионов славян. А ведь каждого из них рожала женщина. Сколько пережито материнских мук! Его "плазменные" работы не спутаешь ни с чьими другими. Равно как и созданные им портреты известных деятелей белорусской культуры - режиссеров В. Турова и М. Пташука, актрисы С. Станюты, журналиста П. Сабины.
       И что бы ни говорили об искусстве А. Кузьмича, - оно не только находит глубочайший отклик в душах людей, но и, бесспорно, становится фактором формирования национального самосознания. Об этом можно судить хотя бы по тому, что его выставкам, проходящим в самых престижных залах, посвящаются десятки откликов в средствах массовой информации, а сами выставки, как правило, продлеваются по многочисленным просьбам посетителей. Вот некоторые из типичных зрительских отзывов, характеризующих восприятие творчества А. Кузьмича его соотечественниками:
       "Уважаемый Алексей Васильевич! Благодарю судьбу, что побывала на вашем божественном откровении. Вы - ангел, посланный Богом на землю, чтобы нести людям добро, просветление. Да хранит вас Бог!"
       "Благодарю за счастье познать себя, радость и гордость быть женщиной, матерью. Восторг, боль, сострадание - вот гамма чувств, вызванных вашими работами".
       "Мое мнение: нашему правительству нужно выделить помещение для создания галереи Мадонны. Пусть люди Беларуси и всего мира приезжают любоваться и восхищаться этими созданиями. Минску это принесет мировую известность... Художнику же необходимо создать условия для дальнейшей плодотворной работы".
       Несколько лет назад я был свидетелем того, как во время всебелорусского празднования Дня Матери торжественный вечер в столичном зале, куда были приглашены женщины из всех краев республики, открывался стихами, посвященными Кузьмину и его произведениям, а сцену украшала одна из его Мадонн. По инициативе белорусской женской организации был объявлен сбор средств на создание храма Матери, в котором должны разместиться работы Кузьмина. И, наконец, поднимался вопрос об установке ему самому прижизненного памятника от женщин Белоруссии. Каково?
       Кроме того, среди главных мероприятий, проводившихся в рамках празднования Дня Матери, была выставка произведений А. Кузьмина в Белорусском художественном музее, которую открыл сам президент Белоруссии А. Лукашенко, высказавший мнение, что с картинами этого художника должны познакомиться все славянские страны. Один из белорусских журналов, комментируя эту мысль президента, отмечает, что А. Лукашенко первым уловил истинное значение личности художника, которое, по мнению автора публикации, заключается в следующем: "Сейчас визитная карточка страны - Алексей Кузьмич".
       Конечно же, не только у белорусов и их президента находит признание творчество А. Кузьмина, но и у представителей других народов и государственных деятелей. Из материалов той же белорусской прессы известно, например, что мастерскую художника посещал мэр Москвы Ю. Лужков, который встал на колени перед одной из его картин, а затем обсуждался вопрос о возможности организации выставки А. Кузьмина в московском Манеже.
       Во время проведения в Петербурге Игр доброй воли А. Кузьмич, единственный из художников стран СНГ, был приглашен принять участие в творческой акции "Душа России". Его полотна, экспонированные в зале здания Императорского общества поощрения художеств, имели бесспорный успех у петербуржцев и иностранных гостей. Восхищение зрителей вызывали его картины на выставках в Англии, Швеции, США...
       Он упорно продолжает трудиться и сейчас готовится к развертыванию очередной масштабной экспозиции, открытие которой, намечено на 6 марта будущего года в том же Дворце искусств, где состоялась его первая сенсационная выставка. В числе новых работ будут портреты народных артистов СССР композитора Игоря Лученка, актера Ростислава Янковского, главного режиссера Русского государственного драматического театра Бориса Луценко и других мастеров искусств. И, конечно же, новые циклы работ, лежащих в основном русле его творчества, - "Коронация Мадонны" и "Жертвенность славянских мадонн" - о влиянии славянских женщин на историю мировой цивилизации.

Валентин Новиков

Парламентская газета №185 28 сентября 2000г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz