Женщины Киевской Руси


       Писать творческий портрет художника Алексея Кузьмича, который, как говорится, у всех на виду - чаще других появляется на страницах периодических изданий, является объектом споров критиков, коллег и даже святейших особ - дело непростое.
       Алексей Васильевич и сам ощущает необычность своей природной натуры. "Чувствую, как ношу в себе некую взрывную плазменную энергию. Наверное, я рожден с ней. Мать вспоминала, что когда я "возвестил миру" о своем появлении, а ночь тогда была грозовая, в это время молния ударила и одновременно загорелось 19 домов. Она решила, что это знамение Божие. Отец поднял меня высоко и сказал: "Расти для людей и Бога".
       "Когда накапливаю в себе много энергии, - говорит Кузьмич, - то внутри меня происходит как будто взрыв, и я стараюсь все свои ощущения перенести на холст. Работаю как одержимый над несколькими картинами одновременно. И только спустя время, месяцев через пять-шесть, довожу их до совершенства. Когда движением души и кисти одновременно пишу образ, тогда укрощаю энергию".
       Как знать, может, поэтому картины Алексея Кузьмича излучают свет, тепло, успокаивают. На персональные выставки художника приходят семьями, проводят у картин по несколько часов. В Италии, в Генуе, некоторые страдальцы, посетившие выставку (а там было только шесть картин), молились на них и со слезами благодарности на глазах целовали полотна и руки художника. "Меня такая непредсказуемость их поведения шокировала и одновременно умиляла, - вспоминает Алексей Васильевич. - Ведь итальянцев мадоннами не удивить". Нечто подобное происходило и в Швеции, Санкт-Петербурге, Минске. Со времен выставки Ильи Глазунова столица Беларуси не видела такого паломничества. Приходили к светоносным мадоннам Кузьмича избавляться от хворей. В альбоме записей - не только благодарность художнику, но и откровения типа:
       "Ваши мадонны божественны, они помогли мне выздороветь физически и духовно".
       Что может быть лучше для художника, творящего во имя человека и для человечества, чем благодарность людская?!
       Алексей Васильевич чувствует моральную ответственность за каждое свое творение и утвердился в вере, что "искусство должно нести миру свечу духовности, потому что, как и много веков назад, человек и сегодня стремится к свету и любви. Самой высокой целью искусства является утверждение красоты духовной".
       Сейчас художник - в напряженном поиске возможной формы слияния образов Вечности и Времени, Святости и Духовной Красоты. Он искренне верит, что духовная красота способна противостоять всяческому обману, насилию, сатанизму, возвысить человека над собственными пороками, спасти мир от войн и разрушений. "Духовное искусство ведет к Богу, к добродетели, к братолюбию, позволяет ощутить себя частью бесконечного мира. Человечеству, может быть, на миллионы лет поставлена эволюционная задача - совершенствоваться, - говорит Алексей Кузьмич. - Поэтому искусство всегда вело и будет вести борьбу за душу человека, за ее бессмертие".
       В 1992 году Алексей Кузьмич побывал в Соединенных Штатах Америки с персональной выставкой. Средства от нее пошли на лечение детей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В модернистских музеях ему довелось увидеть, какому Богу служит американское искусство, как оно дурачит людей. "Лежат на полу, развешаны на стенах жестяные, металлические гнутые трубы, колпаки и прочий металлолом... Стоят солидные доктора наук и изучают, ищут в этом связь с космосом. Я нечаянно наступил на кусок жести, а они зашикали: "Как можно? Шедевр ведь", - вспоминает с глубокой печалью художник. Понять его в данном случае несложно. Один человек не может служить одновременно двум кумирам - добру и злу. Творческий замысел художника Кузьмича - создание посредством искусства в душе человека храма добра и взаимопонимания, где есть место терпению и состраданию, надежде и величию человеческого духа. Его полотна "Мадонна Киевской Руси", "Сошедшая с небес", "Чернобыльская мадонна", "Мадонна. Вознесение" утверждают, что в каждом из нас должны быть жертвенность во имя людей, сила духа, сострадание.
       Именно такими страдалицами во имя мира и справедливости для человечества изображены на полотнах Кузьмича княжна Рогнеда, Евфросинья Полоцкая. Картина "Плач Евфросиньи Полоцкой" сейчас, должно быть, украшает мэрию Москвы. В прошлом году мэр Юрий Лужков посетил мастерскую художника. Перед Евфросиньей он опустился на колени и поцеловал картину. Природная щедрость Алексея, тронутого до глубины души, тут же сказалась - он подарил ему одно из лучших творений цикла "Плачущие мадонны".
       Алексей Кузьмич пока единственный в мире художник, который поднял тему мадонны с падшими ангелами. Он считает, что каждая женщина-мать должна нести в себе моральную ответственность перед обществом за свое дитя. Ибо она, сама создание Божие, наделена великим даром - святостью материнства. Уже только потому, что она способна продолжить род человеческий, мужчины должны забыть о насилии и жестокости, которыми они опутали мир, и поклоняться своей мадонне-жене, мадонне-матери, должны помогать ей в отчаянной борьбе за добро, свет, любовь. "Я каждый день молюсь своим мадоннам, прежде чем приступаю к новой картине. Молюсь вместе с ними за всех нас, грешных людей Земли, чтобы мир стал лучше, чище, совершеннее. С мольбой прошу их благословения, чтобы они просветлили мой разум и направили мои устремления на светлое, духовное искусство".
       Алексей Кузьмич исследует в картинах психологию человека, пытается постичь его внутренний мир. Жизненные наблюдения и желание понять, каков смысл в присутствии человека на Земле, каков его нравственный долг, какую миссию по силам ему выполнить, привлекли внимание художника к новому для него жанру. Он написал портреты виднейших людей Беларуси, которые, на его взгляд, достойны того, чтобы их увековечили. Это артисты Стефания Станюта, Владимир Гостюхин, Николай Еременко, покойные кинорежиссер Виктор Туров и писатель Алесь Адамович и многие другие, кто свою душу, славу поделил с народом.
       Мы должны быть благодарны Кузьмичу за его редчайший талант, за служение искусству добра и созидания, за неутомимую борьбу на поле духовного возрождения человека, за непреходящую способность творческого горения, за живущее в нем желание подарить миру частицу света, любви и надежды.

Тамара Люкович

Белорусская нива №220 30 ноября 19991г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz