Плачущие мадонны


       Художник Алексей Кузьмич представил минчанам чудесную выставку - боль по распавшемуся славянству.
       Наверное, это редкость: года два подряд звонил и звонил мне старый знакомый, с которым не встречались лет двадцать, - "Встреться с Кузьмичом, напиши о Кузьмиче... Только ты сможешь написать о нем!"
       ?!...
       В мастерской Алексея (Кузьмич - это фамилия художника) - глаза мадонн. Шестьсот разных полотен, тем, а мадонна одна. Алексей пишет портрет жены, вознося ее до мадонны. Это большая редкость сейчас. Впрочем, все, что пишет, о чем думает и размышляет художник, на Беларуси пока большая редкость. Ему дано прочувствованно говорить о самом больном: о разрыве славянства, об ослаблении православия...
       
       Из глубины огромного полотна - белый рассеянный свет. Разбросаны разноцветно-последние осенне-зимние цветы...
       - Алексей Васильевич, это же Покрова!
       - Откуда знаешь? - он почему-то сразу переходит на "ты". - Я действительно писал натюрморт на Покрова.
       Так мы стали друзьями.
       
       Послезавтра, 14 октября, на Покрова, открывается выставка Алексея Кузьмича в Минске, в Государственном художественном музее.
       Открывается не просто выставка, а галерея, Храм Мадонны,
       Укор всем модернистам и сатанистам. Ибо модернизм, убежден Алексей, - это искусство сатаны. Сложно, очень сложно было ему удержать этот свой свет, который излучают картины, мадонны.
        - Я славянин, - говорит Алексей, - православный, воспитан матушкой патриотически. - То есть, правильно получилось?.
       - Правильно. А наши женщины не воспитывают сейчас мужчин. Не воспитывают мальчиков. Не хотят воспитывать детей. Я обвиняю наших женщин в измене, в гибели Родины. Родина - тоже женщина... Женщины стали воспитывать "Иванов", не помнящих родства.
       Потому Мадонна у Алексея - плачущая, кровоточащими слезами плачущая.
       В том, что мужчины потеряли честь, виноваты женщины.
       Вот трагедия православного славянства: в двадцатом веке не осталось мужчин. Последние погибли в сорок первом - сорок пятом годах. Мужчины - в земле... Нынешние - эмансипированные - это не мужчины и не женщины, нечто среднее. Продали веру. Мать. Отечество. Обыкновенные потребители...
       Куликово поле - вот где были мужчины славян. Бородино - вот мужчины от веры. Сталинград - это мужчины благочестия.
       "Плачущая Мадонна с Георгием Победоносцем", "Ангелы сошли с ума над Россией", есть картина - сам Христос преклоняется перед Мадонной...
       
       Однажды к Алексею в мастерскую зашел Алесь Адамович, принес в подарок чудесный альбом, изданный в Америке, и сказал по большому секрету, что готовится за океаном и его, авторское то ли издание, то ли выставка. Алексей очень удивился. Он был в Америке и сразу "увидел" этот антимир по отношению к православному славянству. Мир богатства. Власти денег. Капитала,
       - Мы, славяне, всегда были сильны не богатством, не монетой, но духом. Это - свет. Высвечивает сердце, лицо. Я ходил по Нью-Йорку и не увидел ни одной красивой, для меня, женщины. Благополучные, богатые, раскрепощенные, но той глубины, как у нас - нет. Мой идеал - моя матушка, сестры, Я привык относиться к женщине, как к матери и сестре...
       - Зачем нам твои ангелы и мадонны, Алексей? Даже в Европе уже никто так не пишет, - сказали ему в Америке.
       Так что ошибся Адамович.
       Своим творчеством Алексей Кузьмич восстал именно против этого самодовольства души: гордыни, власти злата.
       Художник богат тем, чего не купишь ни за какие деньги: искренностью до покаяния, простотой до гениальности, открытостью - до благодати, материализованной на холсте.
       Будущее цивилизации принадлежит женщине-матери. Мадонне, сошедшей с небес. Чистота мирозданья - вот наш путь, а не нажива, которая тянет всех сейчас вниз, как гигантская черная дыра.
       
       Семь лет было всего самому Алексею, когда он был уже главой семьи, сидел во главе стола и мама ему, как старшему мужчине, подавала лучший кусок. Отца своего он не помнит. Деда убило молнией на глазах мальчишки.
       - Мне девять лет, а в. руках уже коса, я кошу, я старший, я - мужчина...
       Мать плакала каждый день по отцу. Мать была красавица, статная: белокурые волосы, голубые глаза... Она быстро состарилась и умерла очень рано, в пятьдесят шесть лет. Алексей служил в армии, в Забайкалье. На телеграмму-молнию, как молния, ответила пурга. Ураганные ветры и снег. Он опоздал на похороны...
       - Я сидел и думать ни о чем не мог. Только о том, как мать плакала по отцу всю жизнь, как они любили друг друга. И как мы учились у них друг друга любить. Думал о том, как сестры плакали по этой любви...
       - А теперь все наши женщины славянские плачут. Думали: вот, хоть какая-то стабильность, уверенность; вдруг снова - новые русские, новые белорусы и украинцы, разворовали, разграбили и вывезли все за границу...
       Первой профессиональной работой молодого художника Алексея Кузьмича была "Юная Даная". Что было! Собралось против него чуть ли не "настоящее", но и из художественной среды Политбюро: "Ты чем это занимаешься? Мы работаем, ездим на стройки, а ты..."
       Рассердился. Отошел ото всех. Пятнадцать лет жил в полуподвале. Писал, как хотел. Девчонки приходили - позировали ему, поддерживая и хлебом, и вином ... Влюблялся каждый день, но ни одну не обидел. Может, потому, что больше всего на свете был влюблен в живопись... И потом, влюбленность была радостью, а как можно было обидеть ...радость?
       - У меня была ответственность перед любой девчонкой. Перед глазами пример моей мамы и сестер. Самый тяжкий позор - обидеть женщину...
       Я неприхотливый человек. Меня слишком будоражит Вселенная, чтобы обращать внимание на удобства и холодильник...
       
       Алексей Васильевич Кузьмич сохранил своих мадонн в неприкосновенности. Цикл "Серебряные мадонны", "Золотые Мадонны". Сохранил для своего народа - даже во времена крайней нужды, он и теперь все еще, бывает, нервничает из-за того, что нечем заплатить за мастерскую, - не "сдал" творчество, тему перед модой, не сдался перед искушением "долларового" Запада.
       - Я писал с надеждой, что я никогда не покажусь...
       Советская власть могла быть долго...
       У меня: жизнь, смерть, переживание, очищение, откровение - вечные темы...
       Первопричина мира - женщина. С каким правом пришла она на Землю из Космоса? С какой благодатью, с какой любовью?..
       Я искал свою звезду...
       
       Мне было сорок. Ей - 20. Моя жена Инесса - мой идеал, славянка, мадонна.
       Мадонна? А что такое мадонна? Это женщина, имеющая хотя бы одного ребенка. Девушка - еще не мадонна. Дева - еще не мать. Мать - неприкосновенна. С рождением первого ребенка рождается новый мир, новая цивилизация. Это - непредсказуемо. Все - от Бога...
       - Москва назвала тебя, Алексей, белорусским Рафаэлем.
       - Не знаю, радоваться этому или нет, но это - благодаря моей жене Инессе. Я написал с нее более шестисот полотен.
       - Точнее было бы сказать - славянским Рафаэлем...
       - Спасибо!
       Множество художников во все времена писали Мадонну.
       Леонардо, Рафаэль, Рубенс... Все писали мадонну. Рубенс всю жизнь писал свою жену. Сальвадор Дали - в двадцатом веке - свою...
       Чем дольше я со своей Инессой живу, тем более вижу в ней Мадонну. Как и 500 лет назад. У Джуто. Совершенство. Или у Данте...
       Никто в мире не создал Храм Матери. А у нас, в Беларуси, будет. Его давным-давно строит Алексей Кузьмич. Ничего, что пока Храм этот воздвигнут в мастерской. Сегодня "приехал" во Дворец искусств. Храм этот покорил уже Москву и Санкт-Петербург (правда, в бытности: Ленинград). Три тысячи членов Союза художников своих в северной столице на Неве, а Алексею выделили целый зал в царском музее. Духовность ленинградцев не могла не впитать истинный свет.
       
       "Храм Матери" - это еще и целое полотно, отдельная тема. Единая Мать. Матери, скорбящие по погибшим сыновьям, - они как бы слились в Одну в своей скорби. Вера. Жертвенность. Верность. Все - единая Скорбь...
       - У меня много лет божественные сны, - признался Алексей, "Я тебя выбрала, - сказала мне Мадонна,- я был в горячей пустыне один, а она шла, как свет, прямо на меня и дала мне пить..." "Тебе нести свет новой цивилизации".
       Что есть жизнь? Как жить?
       Русская православная церковь до сих пор не выработала защиты себе. Гитлер когда-то сказал о нашей вере: вера червей.
       Добро с кулаками? Однако червем оказался Гитлер... Свет есть свет.
       - Да, конечно. Но достоинство надо не только беречь. Но - уметь и отстаивать.
       - Нам сперва надо его возродить!
       - И я об этом. Чернобыль - испытание за безверие, за грехи перед Богородицей. Жертвы Чернобыля - это великомученики. Новые святые.
       Алексей Кузьмич выступил с инициативой возрождения православного славянства - пусть самых крошечных, но настоящих духовных центров провинции: в селах, деревеньках. Откликнулись все - и Россия, и Украина, и родная Беларусь, Оказывается, в народе никакого разделения духовного нет - народ не виноват, что разрезали его экономические условности и границы... Многие называют теперь Алексея духовным президентом славянского мира.
       
       Вижу Алексея, а он очень симпатичный человек, в изумительном фраке на его, безусловно, ошеломляющей выставке, а не в свитере с протертыми локтями, в котором он обычно встречает в своей мастерской. Вижу - улыбающегося, а не расстроенного вконец, только оттого, что не за что купить раму. Вижу - в новом музее - Храме Мадонны, в котором найдется место и патриарху белорусской живописи Михаилу Андреевичу Савицкому с его "Цифрами на сердце", "чернобыльским" циклом и с библейскими "Заповедями".
       Вижу Алексея счастливого и слышу его:
       - Я иду по лучу. Солнце. Я иду по лучу. Кругом драконы, змеи, они увиваются под ногами, пытаются меня съесть, а я иду...
       Я иду и кричу...
       Залив... На глубине светится камешек, как плазма. Ныряю глубоко, глубже, глубже, туда, где плазма, где свет. Мне кричат: куда ты, там глубоко, задохнешься, а я все равно...
       Я принимаю на себя столько, сколько по силам. Я признаю сейчас каждого, кто служит возрождению Отечества - в своем деле...

Ольга Егорова

Народная газета. 12-14 октября 1996г №261

Я повезу в Петербург свою философию


       22 июля в выставочном зале союза художников Санкт-Петербурга откроется выставка замечательного белорусского художника Алексея Кузьмича.
       Он единственный из белорусских мастеров кисти удостоен чести показать 30 своих работ взыскательной публике Северной Пальмиры. Готовят выставку специалисты Эрмитажа и Русского музея.
       Что же повезет в Питер живописец, которого у нас зовут белорусским Рафаэлем? Сам Алексей Кузьмич отвечает на этот вопрос следующим образом: "Я повезу в Петербург свою философию". Он посвятил свой талант воспеванию мадонны, славянской женщины. В его мастерской - более пятисот готовых полотен, многие из которых минчане смогли увидеть осенью минувшего года на продолжительной выставке. Женщина, уверен Кузьмич, является носителем духовности. Она - главный созидатель. Она - свеча, освещающая и освящающая путь, и художник вдохновился идеей "нести" эту свечу, показать ее свет и теплоту нынешним и будущим поколениям. Удел мужчины - создавать материальные ценности и поклоняться мадонне. Именно мадонна спасет мир, ибо она дает жизнь и наполняет ее духовностью.
       Живописец очень обеспокоен потерей женственности у женщин и мужественности у мужчин, падением нравственности. Воспеванием кулбта денег и другими гримасами современной цивилизации, которую он называет "желудочно-половой". "Золотой телец" иссушает душу, говорит художник, а многого ли стоит человек без души...
       Алексей Кузьмич и великолепный портретист. Сейчас он продолжает работу над большой серией портретов наиболее известных в Беларуси людей и намерен в следующем году организовать их выставку. Целый ряд портретов уже готов: Стефания Станюта, Виктор Туров, Михаил Пташук...
       Работы Кузьмича ждут и в Стокгольме. В приглашении, пришедшем из шведской столицы, говорится о готовности предоставить зал, издать каталог... Неблизкий путь стоит немалых денег, поэтому художник благодарен белорусскому бизнесмену Ивану Зайцеву, который взял на себя значительную часть расходов, связанных с организацией выставки в Санкт-Петербурге. "Стокгольмские" заботы еще впереди.

7 дней №29 16 июля 1994г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz