Матерь Мира


       В Минске открылась новая выставка известного белорусского художника Алексея Кузьмича, на этот раз в рамках благотворительной акции, посвященной грядущему Дню защиты детей - "Подарим детям праздник". В день открытия выставки, загадочно названной художником "Матерь Мира", центральный выставочный зал комплекса БелЭКСПО (бывшей ВДНХ) был настолько заполнен почитателями его неординарного таланта, что не только передвигаться вдоль стен, увешанных добрыми, теплыми работами Алексея Ивановича, но даже просто стоять было трудно - как в троллейбусе в "час пик". Я видела девочку, плачущую над картиной: "Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья", где под злыми ударами чьих-то мечей с нежных детских шеек слетают головы; и мужчину, истово молившегося перед приветливо улыбающейся ему "Мадонной" в синем одеянии.
       Алексей Кузьмич со своими прославленными "Мадоннами" ворвался в современную белорусскую живопись нежданно и стремительно, заставив нас удивиться, восхититься и, наконец, войти чуть ли не в религиозный экстаз от сознания того, что высшая духовная красота, которую большинство людей воспринимает как какой-то далекий и недосягаемый идеал, на самом деле может находиться совсем рядом с нами - надо только суметь увидеть ее в добрых и натруженных руках наших матерей, в светлых улыбках спутниц жизни, в веселом щебете детей. Быть может, это - недолговечная, смертная красота, но только она достойна настоящего почитания.
       О картинах Кузьмича в последнее время, после того, как две крупные минские выставки "Мадонны XX века" и "Свет славянских Мадонн" во всей полноте своей представили его творчество землякам, говорят много. Чаще всего - в восторженно-мистических тонах. Будучи и сам человеком "не от мира сего" (в самом положительном значении этого слова), Алексей Иванович, беседуя с журналистами, невольно поддерживает этот ореол, рассказывая им то о странном знаке небес, посланном высшими силами в тот день, когда он появился на свет (от удара молнии возник пожар, что было расценено матерью новорожденного как указание на особенное предназначение сына); то о том, как однажды во сне он беседовал с самой хранительницей Вселенной, Богиней - Матерью, которая, между прочим, сказала, что она избрала художника быть "предвестником будущего, новой цивилизации на Земле"; то даже о том, что в городе Генуе теплая энергия, исходящая от его картин, излечила нескольких больных итальянцев.
       Люди искусства гораздо более эмоциональны, чем те, чье призвание в ином. В любом совпадении событий, в любом природном проявлении они склонны видеть Божественную волю, и в общении с другими буквально заражают их своей верой в непосредственное участие в их жизни Великих Духовных Сил Вселенной. Но как бы там ни было, именно людям искусства, умеющим наиболее тонко переживать все нюансы бытия, видеть настоящую, глубинную суть человеческих поступков и устремлений и чувствовать всем своим естеством необходимость времени, в котором мы живем, дано становиться своеобразными Учителями своего народа, проповедующими идеи действенного добра и общечеловеческой справедливости.
       Полотна Алексея Кузьмича, воспевающие "вершину мироздания - женщину-мать", воспринимаются сегодня очень многими белорусами как своеобразные наставления Учителя. В этом можно было убедиться в очередной раз, посетив выставку "Матерь Мира", где были представлены более ста лучших работ художника.
       В первые минуты оказавшись в замкнутом пространстве, где на тебя со всех сторон с немым вопросом, с любопытством, с восторженным изумлением, с затаенной печалью, с гнетущей скорбью, с умиротворенным спокойствием взирают многочисленные глаза его "Мадонн" - теряешься. Но постепенно скованность покидает тело и душа начинает воспринимать тот самый Урок Добра, бесконечно преподаваемый художником.
       Облаченные в суровые ризы и не стыдящиеся своей первозданной наготы, застывшие в радостном ожидании материнства, умиляющиеся новорожденным своим младенцам, рыдающие об ушедших навсегда сыновьях - "Мадонны" Кузьмича призваны напоминать тем, кто забыл, и поведать тем, кто не знал этого, что человечество со всей его разнообразной, яркой и насыщенной историей ,со всеми его великими достижениями в науке, со всеми шедеврами искусства началось в тот чарующий миг, когда первый мужчина застыл в изумленном любовном молчании перед первой женщиной.
       Рассматривая картины Кузьмича, где из одного сюжета в другой переходит-перетекает все тот же узнаваемый образ одной женщины - рыжекудрой красавицы, напоминающей чем-то пленительную модель Лукаса Кранаха, и зная уже, что бессменной натурщицей Алексея Васильевича, его постоянной музой является его жена, я не могла избавиться от приятной мысли о том, что передо мною - творения счастливого человека. Одного из немногих, в жизни которых был момент, когда хотелось воскликнуть: "Остановись, мгновение, ты - прекрасно!" И это был тот момент, когда он понял, что его любимая женщина - часть Вечной Вселенской Мудрости. И это был тот момент, когда он увидел в ней - Мать. В отличие от Фауста Гёте, художник сумел не только остановить "прекрасное мгновение", запечатлев его на холсте, но и растянуть его на долгие годы, повторяя в разных цветах и ракурсах на иных полотнах.
       На открытии выставки "Матерь Мира" Алексей Васильевич сказал, что его заветная мечта - вернуть женщине положение, уготованное ей природой и Богом.
       - В годы Советской власти женщину превратили в тягловую силу. Наши жены и матери выполняли производственный план на 130 процентов, а мы этим гордились. В постсоветские времена из женщины пытаются сделать вещь, определив ее главное предназначение - доставлять удовольствие. Главный же смысл пришествия в наш мир женщины - материнство - забыт. Я хочу возвести Мать на заслуженный ею высокий, Божественный пьедестал.
       Солнечным майским днём прекрасный художник доказал остальным, что и в наш циничный, меркантильный век есть место для святых понятий и чувств.

Ирина Масленицына

Р.5. Коллектив редакции от всей души поздравляет члена нашей редколлегии художника Алексея Кузьмича с открытием новой великолепной выставки, а также с приближающимся днем рождения - 1 июня, и желает ему скорейшего исполнения его давнего желания: создания в Минске своеобразного храма Матери - Галереи Мадонны, где его картины смогут в любой день созерцать благодарные земляки.

Центральная газета №21 28 мая 1999г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz