Основа мира -это женщина-мать


       Солнечно и холодно. Я сижу в мастерской художника под крышей одного из домов Троицкого предместья, пью кофе и жду хозяина - Алексея Кузьмича. Только началось наше интервью, как раздался звонок в дверь: привезли рамы для картин, и теперь Алексей Васильевич их таскает. Я смотрю на Свислочь сквозь оконный переплет, а в это время меня рассматривают десятки глаз с картин, которыми заполнена мастерская.
       Идет подготовка к выставке.
       Людям, мало-мальски следящим за выставочной жизнью республики, имя Алексея Кузьмича должно быть известно хотя бы по таким двум крупным выставкам, как "Мадонны XX века" и "Свет славянских мадонн". "Весь мой термоядерный плазменный взрыв, моя душа, мое сердце, мое знание, мое мировоззрение принадлежат женской теме, вершине мироздания - женщине - матери. Мне легче, чем кому-нибудь, эту ему поднимать: я воспитывался матушкой и пятью старшими сестрами", - сказал художник в начале нашего разговора.
       Теме "Женщины. Матери. Мадонны" посвящены 700 полотен мастера. Его творчеству поклоняются в Беларуси, ближнем зарубежье, Европе и Америке. Зрители идут на его выставки молиться и плакать, а потом звонят и спрашивают, как можно пообщаться с художником и где еще можно увидеть его картины...
       Комната заполняется рамами (а их 80) и запахом дерева. Вернулся хозяин: "Если бы вы знали, как я ждал эти рамы!". Ведь только в них картины приобретают законченный вид.
       - Наверное, предстоящая выставка картин будет чем-то, и не столько по занимаемой площади и количеству картин, сколько по заложенной в эту акцию идее?
       - Да. Я благодарен генеральному директору Белэкспо Алексею Ивановичу Лазуко за то, что он предложил мне центральный выставочный зал площадью 2.500 квадратных метров. Я давно мечтал о том, чтобы обнародовать идею "Женщины. Матери. Мадонны", сакрального начала мира. Ведь основа мира - это женщина - мать. Сначала у меня была просто задумка выставки, но постепенно идея стала приобретать глобальный масштаб. Я хочу, что-бы эта выставка была началом новой цивилизации на земле, началом нового мировоззрения. Моя главная задача - в меру своих сил начать поворачивать общественное сознание на 180 градусов. Вернуть женщине ее изначальное, сакральное состояние первопричины мира, божества.
       Ведь она дает и жизнь, и бессмертие роду человеческому.
       Я хочу, чтобы моему примеру последовали все творцы: писатели, композиторы, кинорежиссеры, поэты, художники. Мы должны остановить сумасшествие на земле.
       - Правда ли, что на этой выставке планируется провести целый ряд мероприятий?
       - Мингорисполком объявил этот год Годом ребенка. На моей выставке, которая пройдет с 19 мая по 19 июня в выставочном комплексе Белэкспо (бывшего ВДНХ), будет проводиться акция "Подарим праздник детям". Каждый день школьники будут встречаться с композиторами, писателями, поэтами. Кульминацией же станет 1 июня - День защиты детей. И, кстати, день моего рождения.
       Говорят, что в день рождения художника, 1 июня 1945 года, от удара молнии возник пожар, и мать Алексея Кузьмича восприняла это как знак, который обещал ее сыну великое будущее. Прошли годы, и творчество художника стало явлением, перед которым преклоняются тысячи и тысячи людей.
       Итак, с 19 мая по 19 июня все любознательные и неравнодушные смогут увидеть полотна художника в выставочном павильоне по адресу ул.Я.Купалы.27.

Юлия Василишина

Знамя юности №35 18 мая 1999г.



Явление Алексея Кузьмича


       Можно не знать Рафаэля и его "Сикстинской мадонны", "Петроградской мадонны" Петрова-Водкина, двух "Партизанских мадонн" или "Мадонны Биркенау" Михаила Савицкого, но мадонн Кузьмича знает каждый. Если не видел, то что-то слышал о них. Ведь Алексей написал этих мадонн не две, не десять и даже не сотню, а где-то около тысячи. Неудивительно, что самый большой, трехуровневый зал Союза художников - "Дворец искусств" на улице Козлова почти весь благодаря содействию главы Минска Михаила Павлова отдан в распоряжение Кузьмича. Вчера здесь открылась выставка его работ, и не только мадонн...
       Его работы не балуют разнообразием, и модель изображения на них узнаваема и близка каждому. Кто-то утверждает, что это его жена, а младенец на ее руках или младенцы, ее окружающие, - это их дети. Нет, на картинах Кузьмича изображена все-таки не конкретная женщина, а именно Мадонна. И в этом его достижение как художника.
       Кузьмич увлеченно, захватывающе, с какой-то пронзительной страстью может говорить, спорить и превозносить своих мадонн. А еще каяться, смеяться и плакать над ними. И делает он это эмоционально, искренне. Ведь, как всякий большой художник, Кузьмич в душе еще и артист. Скажу более, он в республике, пожалуй, первый и самый последовательный пропагандист, или, как нынче говорят, менеджер своих работ. Про него написано тысячи, а может, десятки тысяч журналистских статей - газеты любят сенсации (тысячи мадонн!!!), ярких, неординарных людей. А еще про Кузьмича снято около сотни телесюжетов и несколько документальных фильмов. Издан шикарный альбом его работ. Не говоря уже про то, что его работы тиражируются на разного рода продукции, не имеющей к искусству никакого отношения (на обложках книг, календарях, плакатах), что по сегодняшним меркам тоже является залогом колоссальной популярности, узнаваемости. Поэты посвящают ему и его мадоннам стихи и песни.
       Говорят, за эту немыслимую популярность, а может быть, еще и за эту напористость, настырность коллеги по ремеслу не очень-то жалуют художника Алексея Кузьмича, а закупочные комиссии при Министерстве культуры, которым выделяются деньги из бюджета, не торопятся приобретать работы популярного художника. А в том, что это явление, я думаю, сегодня уже мало кто сомневается.

Евгений Ростиков

Республика №138-139 22 июля 2001г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz