Поющий гимн Мадонне


       "...Высокая белокурая русалка бродила по первозданно чистым лесам и лугам Полесья... Ей ласково улыбались цветы... Садились на плечи птахи, окружали сотни божьих птиц - аистов... Она не боялась ни ужей, ни змей - те не трогали ее", - рассказывает о своей матери Александре Максимовне любящий сын, известный белорусский художник Алексей Кузьмич.
       Ее уже нет на нашей грешной Земле, но она живет в сердце сына, на его живописных полотнах.
       - Я рос в царстве женщин - у меня пять сестер, - говорит Алексей Васильевич. - И сегодня для меня - сына, брата, мужа и отца, Женщина, Мать, Мадонна - Божество Вселенной, основа мироздания.
       Накануне персональной выставки Кузьмича его супруга Инесса, подарившая художнику Вечное Вдохновение и двоих детей, задерживалась в мастерской мужа дольше обычного: из сотен картин отбирала для экспозиции самые-самые... В них - непреходящее восхищение художника красотой и совершенством, величием духа и жертвенностью Земных Мадонн, в чьих нежных, но надежных руках вера, надежда и спасение человеческой цивилизации - Дети.
       19 мая в Национальном выставочном центре "Белэкспо" в Минске открылась большая выставка живописи Алексея Кузьмича "Матерь Мира". В числе более чем 230 полотен - работы из серии "В раю", "Юные Данаи", "Мадонны с младенцем", "Золотые и Серебряные Мадонны"...
       Как бы наперекор тем, кто причислил Кузьмича к "узким специалистам, изображающим лиц женского пола с малолетними отпрысками", он включил в экспозицию серию натюрмортов и пейзажей, посвященных родной Беларуси. На выставке не случайно представлена и портретная серия: известные писатели, артисты, режиссеры, каждый из которых - дитя своей матери, ее гордость и счастье.
       Сотни приглашений на выставку разлетелись по Беларуси, странам ближнего и дальнего зарубежья. Возможность вновь приобщиться к творческому таинству художника получили его знаменитые коллеги Илья Глазунов и Александр Шилов, министры культуры Беларуси и России, депутаты Палаты Представителей и Совета Республики Национального Собрания РБ, давний поклонник Мадонн Кузьмича, целовавший их, преклонив колено в его мастерской, мэр Москвы Юрий Лужков, иностранные делегации...
       Все свои эмоции в день открытия выставки Алексей Кузьмич сконцентрировал в словах: "Я купаюсь в океане блаженства, эйфории, .яркое, радостное переживание успеха - это рай на Земле... Улыбаюсь и дружески целуюсь с десятками, сотнями людей, но при этом нахожусь как бы в ином измерении... Друзья и поклонники, спасибо вам!.."
       Выставка "Матерь Мира" работает до 19 июня ежедневно. Благодаря Белорусском Детскому фонду в Национальном выставочном центре параллельно проходит благотворительная акция "Подарим детям праздник", заключительное мероприятие которой состоится 1 июня, в международный День защиты детей, совпавший, кстати, с днем рождения Алексея Васильевича.
       Что касается выставки, ее Кузьмич считает генеральной репетицией, открывающей путь в один из самых престижных по мировым меркам залов - Московский Манеж. "Готов развернуть монументальную эпопею Вселенской цивилизации!" - масштабно планирует художник.
       Бездействовать, прозябать в погоне за "буржуйским рублем" он не умеет. Потому что духовность - она или есть, или ее нет! Эту надпись-"кузьмичинку" я увидел на его рабочей папке с эскизами...

Вячеслав Клименко

Экспресс новости 21 мая 1999г.

Хочу я донне вознести хвалы


       Вниманием он не обделен. Известен. Только "Останкино" четыре раза в этом году показывало сюжеты о минском художнике Алексее Кузьмиче. За тринадцать лет - двенадцать персональных выставок, в том числе экспозиция в Нью-Йорке. А пробить выставку в Америке, где все отдано авангардизму, задача почти непосильная. Тем более для художника-реалиста, у которого на картинах одухотворенные лица, а не цветовые пятна, нормальные человеческие фигуры, а не пирамиды из кубиков и конусов. Кузьмич "выставился", понравился. Ибо талантлив, индивидуален, "выламывается" из современных тенденций.
       Эта непохожесть и мастерство, видимо, и объясняют приглашение участвовать в культурной программе Игр доброй воли в Санкт-Петербурге. К слову, в Питер из художников республик бывшего Союза пригласили одного Кузьмича.
       Зовут и в Стокгольм. Да уж больно дорог перевоз произведений. Спасибо минскому меценату Ивану Зайцеву, что хоть в Петербург помог выбраться - выделил пять миллионов на достав ку картин в Северную Пальмиру.
       - Да полноте! - скажете вы. - Неужто у Алексея Кузьмича мало денег? Ведь он - портретист - классик, какие теперь наперечет.
       Так ведь: действительно, немного зарабатывает. Недавно приезжал из Парижа бывший минчанин, художник Заборов. Говорит, что разучились во Франции рисовать, погубил абстракционизм школу рисунка. А у Кузьмича - классический стиль. Только рисует он не миллионеров и президентов, а личности яркие, неповторимые: А.Адамовича, С.Станюту, В.Занковича, Пташука. Какие деньги у интеллигенции?
       Но более всего Алексей Кузьмич привержен теме Мадонны. Художник утверждает, что не он выбрал тему, а она его избрала. Алексею было всего полтора года, когда вскоре после войны на руках у матери умер отец: сказались многочисленные фронтовые ранения.
       Его пять старших сестер были первыми воспитателями и друзьями. Они дали Алексею уроки доброты, нравственности, духовности. Видимо, поэтому женщина для Кузьмича - символ света, тепла, чистоты, любви.
       Художник существует вместе нами в сложное время перемен во всех сферах жизни, видит у многих растерянность, тоску и безысходность. Но тем не менее не перестает утверждать в своих творениях величие женщины, высоту ее духа, красоту. Мастер являет нам образцы вечной женственности, мягкости, одухотворенности, которые присущи белорусской женщине и в самые тяжелые времена.
       Посмотрим картины "Город и Мадонна", "Счастье". На обеих изображена женщина, кормящая грудью ребенка, - образ мадонны. Она и богоматерь, и простая женщина, для которой ребенок - Бог. Художник исходит из вечного символа, во все времена бывшего святыней для человечества. Перед нами сила природы: материнство - зрелость женщины, которая становится связующим звеном рода человеческого.
       Женщина - это связь поколений, генетическая память землян. "Живи и помни". В центре - женщины, с напряженной надеждой всматривающиеся в даль выплаканными глазами. Что-то монашеское в их темных фигурах и светлых лицах. На заднем плане в мешковатых гимнастерках стриженые мальчишки, чьи глаза уже не видят солнечного света. А внизу картины, на переднем плане, их ровесница. Символ продолжения рода, бессмертия человека.
       Стержень философии Кузьмича - женщина - центр Вселенной. В этом художник-христианин идет даже на нарушение библейских канонов. В последней картине "Коронование мадонны" ангелы преклоняются перед мадонной с ребенком. Если мир будет преклоняться перед женщиной, убеждает своим творчеством Кузьмич, то он изменится к лучшему.
       "Восторг! Боль! Сострадание! Счастье! Радость и гордость быть женщиной, матерью" - один из отзывов с последней выставки. И рядом - одно из редких негативных мнений. Молодые нигилистки обвиняют живописца в закомплексованности. Да, у Кузьмича около пятисот холстов с мадоннами. И везде они схожи с его женой, и везде они разные. Но вправе ли мы считать это недостатком?
       У всякого времени - свои достижения, своя культура. И каждое поколение стоит на плечах своих предшественников. Алексей Кузьмич считает своими учителями всех художников прошлого, особо выделяя Андрея Рублева, Александра Иванова, Рафаэля, Тициана.
       В стилистике его полотен ясно видны отблески иконной образности Рублева. Влияние Рафаэля чувствуется в гибкости линии, выразительности жеста, остром ощущении ритма. Гармоничность пропорций, классическая ясность композиции спокойная художественная образность соответствуют его возвышенному идеальному представлению о женщине.
       Алексей Кузьмич при своем романтизме в творчестве реально видит постоянную борьбу добра и зла в человеке. Главная задача искусства в том, считает художник, чтобы не вырвались силы зла. И он борется со злом искусством, своей энергией.
       Изображение голой натуры, прелестей женского тела в произведениях Кузьмича вызывает восхищение. Но то же самое, изображенное другими, может пробуждать первобытные инстинкты, открывая простор для реализации злых задатков личности.
       Сила женщины в ее раздвоенности - она и богиня, она и змея. Она может слезой покорить и поднять до небес, а лаской искусить и низринуть в ад. Это женское начало. Раздвоенность у мужчины - недостаток. "Там, где полная физическая свобода, там конец духовности. Человек превращается в животное, у него не остается ничего святого. Бог создал мужчину и женщину, чтобы они любили друг друга, продолжая род человеческий. Если не любить, то хотя бы терпеть должны друг друга. Все остальное - нарушение библейских заповедей и законов природы. Сексуальная свобода - путь к самоистреблению и апокалипсису", - яростно утверждает певец Женщины.
       Мадонны Кузьмича - это его противостояние вселенскому злу, утверждение красоты, духовности, божественного в человеке. Встреча с его картинами - это прикосновение к светлому, чистому, это глоток родниковой воды. Попробуйте ее вкус. Посмотрите Алексея Кузьмича...

Владимир Шурховецкий

"Во славу Родины" №131 20 июля 1994

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz