Мадонны собрались в Москву,
но не хватает денег на дорогу


       Мечта художника о Галерее Мадонны родилась так давно, что могла бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Об этом я думала в мастерской Алексея Кузьмича. Почти четверть века он работает над воплощением в жизнь своего замысла - создания Галереи Мадонны. В его мастерской в Троицком предместье со всех сторон нас окружают женские лица, чем-то похожие на загадочные лики с православных икон. Есть в них и затаенная грусть мадонн Рафаэля, и нежность прекрасных героинь Леонардо да Винчи, величие дам минувших эпох. У полотен мастера нередко стоят на коленях, а его выставки становятся своеобразной "меккой" для людей разного возраста. Так было в Италии, США. Исцеляющую силу картин отмечали посетители экспозиций "Свет славянских Мадонн", представленных два года назад в Национальном художественном музее Беларуси и Республиканской галерее искусств.
       По мнению художника, все лучшее на земле создается Матерью с младенцем на руках. От нее зависит будущее человечества. Утверждению этого живописец посвятил целую жизнь. Отчасти на выбор темы повлияла судьба Алексея Кузьмича - в полтора года он остался без отца, его воспитанием занимались мать и пять сестер. Влияние простых крестьянских женщин ощущается в его творчестве. Но главной Мадонной для художника всегда была его жена. Ее образ зримо или незримо присутствует в каждой работе - а их сейчас около семисот.
       Чаще других об открытии галереи автору напоминают поклонницы его работ. Собраны тысячи подписей в поддержку проекта, для воплощения которого нужны удобное помещение, финансовая помощь и внимание со стороны государства. Последнее время замыслом Кузьмича заинтересовались некоторые женские организации, председатель Верхней палаты парламента Павел Шипук. Смогут ли они помочь художнику - покажет будущее.
       Во многих странах мира существуют разные уникальные музеи. Галереи Мадонны пока нет нигде - современных художников не привлекает этот образ. А если вдруг появится спонсор-энтузиаст за пределами республики, которого увлечет замысел Кузьмича? Похоже, конкуренция пока никого не пугает. Возможно, напрасно. Недавно руководство Москвы предложило Кузьмичу организовать экспозицию в "Манеже" - здесь не выставлялся ни один белорусский художник. Работами мастера заинтересовался Юрий Лужков, посетивший его вместе с женой во время одного из визитов в Минск. В память о встрече чета Лужковых увезла две картины. Кстати, таких подарков живописец никогда никому не делал. Выставку в Москве планировалось открыть 10 июля. По объективным причинам сроки пришлось перенести. За один зал площадью 7 тысяч квадратных метров нужно заплатить около полумиллиона долларов. Таких средств у художника нет.
       Говорят, при жизни Айвазовского его картины постоянно путешествовали по городам и странам. Был такой проект и у создателя мадонн. Прежде всего планировалось организовать турне по славянским государствам. Осуществление замыслов пришлось отложить на будущее. Когда-то в молодости у художника не хватало денег на хлеб и краски. Сегодня он стал известным. Хлеб и краски ему уже по карману. Но порой, как в прежние годы, приходится экономить на холстах и других необходимых материалах.
       - На пороге XXI века добро и зло почти уравновесились, - говорит Алексей Кузьмич.
       - За совершенные ошибки природа мстит человечеству многочисленными катастрофами, стихийными бедствиями. С каждым днем жить все сложнее. Недавно я получил письмо от двух сестер из Кемерово, работающих на предприятии военно-оборонного комплекса. Заработную плату они не получали несколько месяцев, детей кормить нечем. Нищенское состояние порождает людей с сутью раба. Постепенно исчезают настоящие мужчины. Сегодня представители сильного пола все больше приближаются к какому-то усредненному типу: они не принимают ответственных решений, избегают сложных задач. А нам нужны люди вселенского масштаба, какими были многие гении. Например, Гомер, Шекспир, Державин, Пушкин. Они привносили в жизнь справедливость и истину, заставляли думать, совершенствоваться. Напоминали, что у человечества только один путь - к Богу. Он бесконечен и, возможно, растянут на миллионы лет. Об этом я пишу в своей книге. Работаю над ней, когда устаю от кисти. Но большую часть времени отдаю работе над двумя новыми сериями из циклов "Свет славянских Мадонн" и "Матерь мира". Возможно, часть их появится на выставке в "Манеже".

Алла Казакова.

Свеча духовности


       ...Зарождается новый день. Раннее-раннее утро. Многие еще спят, а художник Алексей Кузьмич спешит к себе в мастерскую.
       Мастерская - рядом. От своего дома по улице Немига Алексей за пять минут успевает дойти. Троицкое предместье. Именно в этом красивом, исторически знаменитом месте его мастерская. Самым большим, едва ли не на всю стену, окном смотрит на Свислочь. Художник очень горд тем, что ему довелось здесь работать. Связь с прошлым в Троицком он чувствует особенно обостренно.
       Многие мадонны художника шагнули к нам из прошлого, чтобы поведать о печальной участи народа в его истории и предостеречь нас от роковых ошибок минувшего. Не случайно мадонны "Рогнеда", "Евфросинья Полоцкая", "Монахиня" и другие на картинах Алексея Кузьмича плачут. Они оплакивают поруганную Родину, растоптанное и попранное человеческое достоинство, честь, совесть, судьбы сотен, тысяч обреченных людей, униженных и оскорбленных.
       Многих своих мадонн живописец обращает из настоящего в прошлое: то, что мы переживаем в наше взрывоопасное время, - итог разрушения нашей морали, отречение от наших святынь, забвение морали, Бога.
       Своей работой "Ангелы оплакивают Россию" художник уверяет, что, если спасется славянский мир, спасется и человечество. Великую миссию взял на себя творец - писать трагедию 20-го века. Человечество выработало много плохой энергии, много зла развелось на земле и вокруг земли из-за людского эгоизма. Он молится, страдает вместе со своими картинами. Художник убежден, что Бог избрал славянский мир для спасения всего человечества, избрал своим местом жительства, своим престолом славянские земли... Через муки, страдания, заблуждения славянский мир очистится и просветлеет душой и сердцем. Особенно велика духовность на Белой Руси и в ее столице Минске, откуда идет очень сильная духовная энергия. Художник считает, что Минск должен быть столицей всех славянских земель. В это он неистово верит...
       Нелегко нести творцу такую ношу. Алексей Кузьмич говорит, что это -рок, судьба. "И если бы пришлось начать все сначала, я выбрал бы то же самое. Мои приоритеты - Бог, держава, Отечество. Путь взаимопонимания, соборности, духовности. Ибо путь индивидуализма - это путь волка-одиночки, это гибель". Но силы зла на исходе. И духовное возрождение Алексей Кузьмич приближает своим трудом, сознанием добра и сострадания, ибо где нет сострадания, там нет творца, убежден художник.
       Сейчас вытянуть людей в театр, на концерт, на интересную встречу, выставку, стоит невероятных усилий. А "на Кузьмича" идут. И житейские проблемы этому не помеха. Почему? Не будем долго терзаться в разгадке такого феномена. Обратимся к книге отзывов. Вот всего несколько записей:
       "Благодарю за счастье познать радость и гордость быть женщиной, матерью. Восторг, боль, сострадание - вот гамма чувств, вызванных Вашими работами".
       "Спасибо за выставку! Спасибо за ваши золотые руки! Спасибо за свет, который Вы несете людям! Дай Бог Вам здоровья! Плач Евфросиньи Полоцкой будет всегда перёд моими глазами".
       "Выставка прекрасна!!! Это гимн-реквием женщине-матери. Хочется жить, быть мамой, рожать и растить детей..."
       "Мое мнение: нашему правительству надо выделить помещение для создания "Галереи Мадонны". Пусть люди Беларуси и со всего света приезжают любоваться и восхищаться этими созданиями. Минску это принесет мировую известность, да и валюту на этом город будет иметь немалую. Художнику же необходимо создать хорошие условия для дальнейшей плодотворной работы".
       О создании "Галереи Мадонны" особый разговор. Все, кто побывал (хотя бы однажды) на выставке работ А. Кузьмича или в его мастерской, не могли не почувствовать великого очищающего, исцеляющего воздействия его искусства. Оно способно излечить и физически, и духовно, оно многим и многим уже помогло обрести веру в себя, возродиться из мрака неверия и отчаяния, начать новую жизнь.
       И еще об одной выставке. Она состоялась в Санкт-Петербурге в дни, когда там проходили Игры доброй воли. Ее организаторы - городская мэрия и совет журналистов.
       "Выставка была размещена в здании Императорского общества поощрения художников. В ста метрах - Исаакиевский собор, в двухстах - Эрмитаж. Это уже само по себе значительно. Из предложенных работ для демонстрации отобрали 22 полотна, и для них отвели специальный зал. Центральный! Интерес у публики был огромнейший. Все время ко мне подходили люди, взыскательные искусствоведы, простые женщины. Проявляли "особый интерес иностранцы. Они удивлены таким искусством, оно для них как антимир. Равнодушных не было. И в этом для меня наивысшее признание..." - говорит художник.
       Еще древние во главу угла человеческого бытия ставили человека. Для Алексея Кузьмича человек - тоже мера всех вещей. Своими работами он несет надежду на духовное возрождение, любовь к человеку, Отечеству...

Петро Сабина

Народная газета 23 июня 1996г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz