Свет славянских Мадонн


       В разгар Эпохи роковой,
       Когда с трудом читает око,
       Покрывшись пылью вековой,
       Страницы злобы и порока,
       Когда кумиром подменен
       Всевышний Бог, явился он -
       Природы чистое созданье,
       Творец возвышенных мадонн,
       И от лучей икон
       Светлее стало мирозданье!..

          Андрей Скоринкин

        "Свет славянских Мадонн"... Такие плакаты висели по Минску несколько лет назад. Тогда на этот свет пошли ты-сячи и тысячи людей: любоваться, пла-кать, воскресать. С каждым днем поток нарастал. Ходили бы люди и до сих пор, но выставку сняли. А музей "Ма-донна" так и не возник. Но остался ху-дожник. Уникальный мастер Алексей Кузьмич. Человек-Музей.
       - Тут я и умру, - говорит Кузьмич.
       - Глядя на своих ангелов и мадонн. Вот в этом углу...
       Из этого угла, "пещеры тигра", видна вся мастерская, которая глядит на меня сияющим "Городом Любви". В этот город и уйдет веселая улыбающая-ся душа Алексея Кузьмича. Каждый творит на земле свой рай. Какой по-строишь - такой тебя и встретит на небе.
       Алексей Кузьмич это хорошо знает. Поэтому и торопится - так, как мало кто торопится. Он спешит заселить свое небо. Заселить Красотой. Но дело сделано. Семьсот полотен созданы. И сейчас можно спокойно поговорить. О Земле и Небе, о Жизни и Смерти. Об этом - все картины Кузьмича.
       Сумерки заволокли мастерскую, же-лезное небо над Минском. За окном -угрюмая Свислочь, где нету ни рыбеш-ки живой. Бетонные мрачные дома на Немиге вместо уничтоженной старины. А в гнезде Кузьмича разгорается сверкающий мир красок, сияющих женских лиц. Поперек серому бесцветному миру Кузьмич создал свою Сказку.
       Но в гнезде его достают. Неожидан-ный звонок в дверь. Художник подхва-тывается и бежит открывать. Входят двое - таксист и профессор. Профес-сор - давний почитатель Кузьмича, но совершенно без копейки.
       - Это великий Кузьмич! - объясня-ет он водиле.
       - А мне-то что? Вы по счетчику платите!
       - Кузьмич! Ты живописец с миро-вым именем! Неужели ты не отстегнешь от своих миллионов жалкие тугрики этому вымогателю
       - Сколько раз я тебе говорил! - кри-чит Кузьмич. - Не езди ко мне на такси!
       - А я не могу к великому Кузьмичу ходить пешком!
       Кузьмич на моих глазах вынимает последние деньги и платит.
       Народный художник живет босым и уходит босым. Чтобы не топтать матуш-ку-землю. Птицы - они ведь все босые. Обувки не знают. Так легче ле-тать.
       ...Апостолами Красоты двинули Бе-ларусь в большой мир "Песняры". И стали визитной карточ-кой. Навсегда. Сейчас визитная карточка страны - Алексей Кузьмич. И первым уловил это Президент. Именно после вы-ставки Кузьмича Александр Лу-кашенко сказал:
       - Наших мадонн должны уви-деть все славянские страны...
       Кузьмича должны знать везде. И его 700 картин - дело державное и стратегическое, не менее важное, чем оборона гра-ницы или наша система ПВО.
       Алексей Кузьмич показыва-ет, что у белоруса за душой. И оказывается, - не заскорузлые портянки и лапти, не вой и нытье, а гармония и лучезарный свет.
       У каждого народа есть своя сказка о Любви. Данте и Беатри-че, Пушкин и Гончарова... У бе-лорусов - Вероника и Максим. Но я уверен, пройдет время, и появится у нашего народа еще одна прекрасная легенда - Алексей и Инесса.
       И Инесса, Минская мадонна, пришла к нему вестницей и странницей из далекого Ренес-санса. Не каждому по силам этот дар! Но огненному Кузьми-чу - это была награда. Именно красота жены благословила его на со-здание Мадонны, у которой тысячи лиц - веселых и печальных.
       Удивительно, но именно так живет и пишет Кузьмич: захлебываясь в красоте, которую видит, чувствует, славит. Отсюда у него и Славянские мадонны. Хорошее слово - Славяне. Темному и душевно горбатому оно ничего не гово-рит. А суть его - в прославлении. Сла-вянин - значит, Славящий. Славящий Творца, Бога, творение, дух и красоту, Это - высокое служение.
       ..."Сотри случайные черты - и ты увидишь - жизнь прекрасна", - давно сказано Блоком. А эти строки до еди-ной буковки про творчество Алексея Кузьмича, певца вечной Женственности. Он тоже стирает случайные черты тяжелого, черного, злобного века, чтобы освободить из плена золотой свет, Вечную Весну.
       Не так давно состоялось в Мин-ске событие, о котором в газете проскочили только четыре строчки. Это был визит, о котором мало кто знал. Мэр Москвы Юрий Лужков по-сетил мастерскую Алексея Кузьмича. Вся мастерская была завешана мадоннами.
       Лужков просто оторопел. Он обошел мастерскую, а затем встал на колени. Мэр Москвы стоял на коленях перед картиной "Покров". А потом поцеловал картину и сказал: - Это наше, родное искусство!

        Андрей Скоринкин

        Газета "Все обо всем" № 21

Четыре портрета художника Кузьмича


       На последней большой выставке мастера "Матерь мира" я ходила за ним по пятам, буквально выпрашивая интервью! Но все было напрасно. Художник отказывался от встречи, обыденно ссылаясь на занятость, усталость, отсутствие настроения... Удача улыбнулась мне тогда, когда я уже почти смирилась с поражением.

МАСТЕР ИЗ ВРЕМЕНИ ОТКРОВЕНИЙ

       "Есть время для отговорок и есть время для откровений", - любил поучать студентов-журналистов один из университетских профессоров. В мастерской художника под крышей "игрушечного" красноголового домика в Троицком предместье я вспомнила эти слова и сразу же поняла, почему так часто интервью с интереснейшими из соотечественников у моих коллег получаются скучными, вымученными и стереотипными. Им просто не везет застать своих собеседников в тот самый высокий момент откровений, когда каждая фраза звучит как афоризм, и исповедь человеческой души настолько вдохновенна, что придирчивой руке стилиста даже нечего поправить в перенесенной на лист бумаги диктофонной записи.
       Алексей Васильевич оказался гораздо взыскательней или, может быть, непреклоннее многих иных творческих людей, не желающих или не находящих в себе достаточно сил, чтобы отказаться от встречи с представителем средств массовой информации в тот час, когда им абсолютно нечего сказать людям. Но художник щедро подарил мне целых три часа искренних откровений, когда настало их время.
       С первых же минут нашего разговора мне стало ясно, что для таких людей, как Кузьмич, откровение - одно из самых священных понятий. Оно включает в себя и вдохновение, и творческое самозабвение, и исповедальную искренность кисти художника, и разговор с Богом. Если разобраться, то тот мастер Кузьмич, картины которого покорили наши сердца, и начинался-то с порыва откровения, которое выплеснулось однажды нежданно и неотвратимо на его холст.
       - Самой первой самостоятельной моей работой было дипломное полотно "Утро шахтеров", - рассказывает художник. - Настоящее произведение соцреализма: с натруженными руками, мрачным темным фоном, идейным выражением лиц. Моим учителям оно понравилось. Но я чувствовал неудовлетворение. Я понимал, что искусство должно быть иным. Я хотел красоты и гармонии...
       И вот за "шахтерами" из глубины вдохновленного воображения молодого художника возникла "Юная Даная" - не стыдящаяся своей наготы, смелая, уверенная в своей красоте. Она возлежала на холсте в позе богини, призывая просвещенного зрителя вспомнить великолепные полотна Возрождения, обнаженных величественных красавиц Рембранта, Джорджоне, Тициана. Титулованных коллег Кузьмича его работа буквально повергла в шок.
       - Какую-то тунеядку ты изобразил! - сказали ему возмущенные "мэтры". - Женщина славна и прекрасна своим трудом. Ты должен воспевать величие нашей советской женщины-труженицы. Мы ведь тоже могли б малевать голых баб. Но настоящий художник должен подходить к своему творчеству со всей ответственностью!
       А потом последовало прямое предупреждение: если Кузьмич "не возьмется за ум", не быть ему членом Союза художников, не видать ему никогда своих персональных выставок и на художественной карьере можно заранее ставить крест.
       Кузьмич "за ум" не взялся. После "Данаи" появилась целая серия картин-откровений "В раю". Художник вновь и вновь провозглашал женщину земной богиней и искренне поклонялся ей как высочайшему творению мироздания.

МУЖЧИНА С ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА

       Я восхищаюсь наивными людьми! Я восхищаюсь теми, кто, обретя с годами стать взрослого человека, умудрился сохранить свою душу нетронутой. Я восхищаюсь не желающими замечать грязь мира, в котором мы живем. Таким людям нелегко, ибо они глубоко ранимы. Но именно им, в конце концов, как награда ниспосылается Богом великий дар - ненавязчиво и незаметно влиять на окружающих так, чтобы их сердца, очистившись, захотели жить по законам добра, красоты и совести.
       Когда беды одна за другой посыпались на голову художника, решившего шагать не в ногу с коллегами по призванию, Кузьмич лишь по-детски недоумевал и удивлялся. Почему это происходит? Как это может происходить? Зачем со мной так поступают?..
       Бесквартирье, безработье, безденежье, отсутствие заказов, невозможность устроить выставку, уход жены, которая забрала с собой сына, тесное подвальное помещение, приспособленное под мастерскую, где художник был вынужден обитать за неимением средств на более достойное жилье, натурщицы, из жалости таскающие ему печенье и бутерброды, чтобы с голоду не умер, - через все это довелось пройти Алексею Васильевичу. Именно это предшествовало его сегодняшней известности и всеобщему признанию.
       Думаю, человек со "взрослой душой" не выдержал бы, сломался. Кузьмич с его искренностью и верой в Бога выстоял.
       И сейчас искренне удивляется: те, кто раньше угрожали, "не пущали", злобно критиковали, сегодня не только с улыбкой руку подают при встрече, но и по плечу норовят дружески похлопать.
       И еще понять не может: почему художники друг другу завидуют?
       - Когда я вижу, что кто-нибудь из моих коллег написал прекрасную работу, или узнаю, что ему удалось "пробить" выставку или получить хороший заказ, - я радуюсь за него. А вот недавно встречаю знакомого художника: тот побывал на моей выставке и аж давится от злости за чужую удачу. Почему? Ведь я же ему дорогу своими картинами не заступаю. Беги в мастерскую, садись за мольберт и рисуй! Нарисуй лучше меня! Честное слово, я буду счастлив. Я думаю, люди искусства должны помогать друг другу, поддерживать друг друга?..
       "Истинно говорю вам, если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное", - это цитата из Библии.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ

       Время превращает маленькие крестьянские поселения в блистательные столицы, засыпает песком великие города, возвышает одни народы и уничтожает другие. Меняются системы жизненных ценностей, но лишь одна из них остается для нас неизменной и главенствующей - любовь. Мы забываем деяния и имена царей, полководцев, министров, но помним истории влюбленных мужчин и любящих женщин. Быть может, любовь и есть движущая сила человеческой цивилизации? Ведь все самое выдающееся создано, изобретено и открыто во имя любви.
       Свои лучшие картины художник Кузьмич создал благодаря этому же великому чувству.
       Инесса... Вторая супруга... Муза художника... Они вместе уже 15 лет, но по-прежнему он смотрит на нее восторженным взглядом и говорит о ней захлебываясь, умиляясь, подыскивая среди всех существующих на Земле слов самые прекрасные.
       - Впервые я увидел ее из окна. Она входила в магазин на противоположной от моего дома улице. И была неотразимо, божественно, волшебно прекрасна. Высокая, златоволосая, стройная... У меня перехватило дыхание... Оказалось, что посещает она этот магазин регулярно. И всякий раз, когда я вновь видел ее, то, забыв обо всем, спешил любоваться и восхищаться. Я долго боялся подойти к ней, заговорить. Она была моложе меня почти на 20 лет... Но запретить себе мечтать не мог. И я мечтал рисовать ее... Не знаю, так ли на самом деле прекрасна Инесса, как кажется мне. Инесса одухотворенна, божественна, она - воплощение женственности... Я знаю, что именно о такой женщине тщетно мечтали великие живописцы прошлого: Джотто, Тициан, Леонардо да Винчи. Но она явилась мне...
       Инесса стала звездой художник а, шансом для возрождения из бездны горечи и отчаяния, его Мадонной...
       Женщина-Мадонна, царица мироздания, возвышенный образ с земными чертами златокудрой Инессы, стала главной темой мастера.
       - Меня иногда укоряют. "Что ты все свою жену рисуешь?" - говорят. Я не жену пишу, а Мадонну. Просто этот вечный, прекрасный образ для меня ассоциируется с Инессой. Это естественно. Рафаэль ведь тоже дал своей "Сикстинской Мадонне" лицо любимой женщины, Форнарины. Иногда ловлю себя на странном ощущении, что даже работая над портретами конкретных людей - своих друзей, женщин и мужчин, - я невольно придаю им черты Инессы. Это похоже на безумие...
       Мгновение любви, мгновение восторга - оно повторяется, перетекает из одной картины Кузьмича в другую, восхищая нас своей искренностью...
       - Но, слушая художника, в сердце моем отсутствует черная бабья зависть к участи женщины, увековеченной в сотне полотен. Потому что я помню: Инесса связала судьбу со своим Мастером тогда, когда у него за душой не было, кажется, ничего кроме таланта, и вместе с ним прошла нелегкий путь от опальности и безызвестности к всеобщему признанию. Я не знаю, была бы способна я на такое.

ИЗБРАННИК ТАЛАНТА

       Он верит в свою избранность. Но пошлое зазнайство чуждо художнику. Он считает, что любой талант - это Божественная энергия, снисходящая время от времени на Землю. Это - способ, избранный Богом для того, чтобы через произведения искусства передать человечеству необходимую ему на определенном этапе развития информацию. Что хотят поведать людям небеса, вдохновляющие Кузьмича на создание бесчисленного множества ликов Мадонны, похожих на Инессу?
       Алексей Васильевич уверен, что пришло время для почитания, для возведения на заслуженный пьедестал женщины-матери, женщины-возлюбленной. Причем почитание это не должно быть абстрактным. Ведь Мадонны озаряют жизнь каждого мужчины. Они находятся рядом с ним, у них обычные земные лица. Это матери и жены, дочери и невесты. Любви к ним, не патетической, но конкретной, действенной, учат картины Алексея Васильевича. Но я уверена, миссия художника гораздо шире.
       Это не мое открытие, это было замечено уже многими поклонниками творчества Кузьмича. От его Мадонн исходит сильнейший поток доброй, теплой энергии. Услышав о том, что люди небезуспешно пытались исцеляться физически и духовно, входя в поток этого тепла, я думала сначала, что это - легенда. Но когда я сама, придя в мастерскую художника после трудного рабочего дня с жестокой головной болью, с удивлением заметила, что боль проходит, поняла: это правда.
       Сам Кузьмич о целебном воздействии на человека своих работ знает, но конкретно назвать механизм его не может. Наверное, изучением феномена было бы целесообразно заняться всерьез специалистам. А пока художник готов помочь своими картинами любому страждущему. Его работы, к счастью, продаются и могут наполнить доброй целительной силой ваш дом.

Ирина Масленицына.

Центральная газета №36 10 сентября 1999г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz