В лучах возвышенных Мадонн


       ...На алой афишной тумбе (такие в Минске не редкость) соседствуют два плаката-приглашения. "Алла" - лаконично подписано фото уверенной в себе, талантливой, смеющейся во весь рот Пугачевой - приедет с концертом в белорусскую столицу. А вторая афиша - "визитная карточка" выставки живописи Алексея Кузьмича "В лучах возвышенных Мадонн" - словно из другого измерения. Являет прохожим мир, удаленный от эстрадных огней, лики, освещенные небесным светом.
       В центре растиражированной репродукции с картины Кузьмича - полуобнаженная, и при этом без тени греха Мадонна. Под этим понятием художник подразумевает не Богородицу, а символ женщины-матери. И в этом Смысле знаменитая Алла - тоже, конечно, Мадонна, неповторимая... Но не ее золото роскошных волос вдохновляет Кузьмича, а другой женщины - Инессы. Она его идеал, любимая супруга, которую ласково именует домашней Мадонной, мать их детей (удивительная семья: сын носит имя отца, дочь - матери). Инесса - та женщина, рядом с которой поет душа... И в том случае, когда ее образ запечатлен на картине живыми красками любви, не кистями, казалось бы, а сердцем. Даже репродукция, хотя это всего только копия, магнитом притягивает внимание, увлекает в созданную живописцем Вселенную...
       Солнечную теплоту силуэта Мадонны Кузьмича усиливает контрастный фон алого покрывала, слегка наброшенного на плечи - так, что тончайшей линией очерчивает их нежный контур. Милая головка на изящной лебединой шее склонена вниз; взор матери наслаждается ее разметавшим ручонки в сладкой дреме славным младенцем. Свою бесценную кровиночку, кожа которого прозрачнее наиспелейшего абрикоса, она придерживает трепетной рукой. А какие удивительно длинные, чуткие у нее пальчики! Стоит дать волю воображению, и услышишь, как каждый из них... ласково нашептывает крепышу-грудничку: "Люблю, обожаю!.." А окружают, оберегают беззащитную, ранимую в земной жизни Мадонну ангелочки. Ока не видит их, но ощущает их присутствие... Так и художник Кузьмич, плодотворно работая в своей мастерской, уверен в поддержке свыше. И он искренне делится своими рассуждениями:
       "Искусство отвечает своему назначению, если направлено к Богу, который и дает художнику вдохновение. В результате все, кто увидит картины-откровения - духовным зрением - будут омыты, очищены небесными волнами света. Так рождаются помощники Бога по устройству святой Вселенной - вожделенного рая".
       21 июня, в день открытия большой персональной выставки Алексея Кузьмича минский Дворец искусств превратился... в оазис - утолить духовную жажду спешили все, кого иссушила мирская суета. Взор выхватил из толпы женщину в брюках, несущую букет... в "юбочке" - вызывающе яркой, пышной. Чем ближе я подходила ко Дворцу искусств, тем больше встречала нарядных людей с изысканно оформленными цветами - они предназначались виновнику торжества, и вскоре благоухающая "оранжерея" оказалась в мужественных руках труженика-творца, для которых привычнее всего художественные кисти.
       Случалось ли такое за историю существования Дворца искусств, чтобы все три выставочных зала были предоставлены одному творцу? Кузьмича (не формально, но фактически народного художника) удостоили такой чести. Наконец-то картины, теснившиеся в его мастерской, словно нераскрытые книги на недоступной полке, раскрылись "страницами" живописной поэзии... Поэзии, в которой пульсируют и сыновняя любовь живописца к своей рано ушедшей из жизни матери, Александре Максимовне - доброй фее его сновидений, и трогательная любовь к пятерым воспитывавшим его старшим родным сестрам. "В женском царстве" Кузьмич с детства чувствовал себя уютно, неспроста Мадоннам он посвятил несколько сотен своих полотен.
       "В мире еще не было столь масштабной экспозиции, воспевающей Мадонн,- уверенно говорит Алексей Васильевич. - Мадонны - это, я бы сказал, новая цивилизация, противостоящая злу и насилию жестокого мира..."
       ...Однажды Кузьмича (в одной из многочисленных публикаций о нем) сравнили с Гулливером среди лилипутов, причем идущим... по лучу. То ли луч столь мощный, то ли Гулливер - Кузьмич одухотворился настолько, что утратил массу, свойственную материи греха?.. И уж вполне реально то, что в день открытия выставки воздух был насыщен восхищением талантом художника. И концентрация восторженности была настолько высокой, что беспрерывно материализовывалась словами признания в его адрес, песнопениями хора, искренними "эссе" на белоснежных лощеных листах огромной книги отзывов... Стрекотала кинокамера, щелками фотоаппараты, зрители птицами взлетали вверх по ступенькам, ведущим в залы... Среди них были известные в городе люди. Запомнилось и озаренное радостью красивое лицо молодого человека, который, казалось, забыл о своей зависимости от инвалидной коляски... Многих окрылил Кузьмич!
       "Выставка открыта благодаря содействию Мингорисполкома, - сказал он во вступительной речи. - Я благодарен блистательному мэру города Михаилу Яковлевичу Павлову, присутствующему здесь... Он, в силу скромности, отказывается попозировать для портрета, и, вообще, в Беларуси чиновники боятся "писаться". Но я хочу помочь им преодолеть этот барьер и начну с Павлова..."
       Справедливости ради отметим, что кисти Алексея Кузьмича принадлежат и несколько мужских портретов - героев нашего времени. В 1996 году ему, например, позировал и народный артист СССР Николай Еременко-старший... А совсем недавно коллекция пополнилась портретом современного белорусского поэта Андрея Скоринкина, участвовавшего в торжестве открытия выставки, где прозвучало его стихотворение "Светоносец", посвященное художнику...
       Ну и, конечно, вдохновляли живописца знаменитые Мадонны: в 1980 году создан шикарный портрет народной артистки СССР Стефании Станюты, а накануне открытия выставки добавлен "последний штрих" к образу народной артистки Беларуси Марии Захарович... "Я такая молодая на живописном холсте, - улыбалась она, - ведь позировала еще 10 лет назад"...
       Поклонники гурьбой ходили за Кузьмичом, вызвавшимся быть экскурсоводом на собственной выставке, ловили каждое его слово. "Это моя "Юная Даная", картина, которую мне запрещали выставлять в течение 15 лет, потому что у цензоров возникали вопросы: "Почему она не трудится, а, обнажившись, разлеглась, как богиня, украсив волосы розами? У нее красивое стройное тело, но где же девичья скромность, почему не прикрыла свои прелести? И вообще непонятно: где, кем она работает?.."
       Нельзя проецировать ущербность своей души на целомудренность произведения искусства, опошляя его. Женщина сотворена Богом отнюдь не как объект похоти - об этом неприглядном имидже для нее радеет великий лжец -сатана...
       "Не могу согласиться и с тем, что современное общество превратило женщину в тяговую силу. Ее предназначение - вдохновлять своего мужчину на духовные подвиги, вскармливать младенцев любовью, излучать добро, радость... Все богатства мира нужно положить к ногам женщин! Своим творчеством я хочу достучаться даже до зачерствевших сердец. И мечтаю об открытии галереи Мадонн в Минске..."
       "Мадонна в цветах", "Вдохновение", "Мадонна с золотыми волосами", "Ожидание"... Разве перечислишь все тронувшие душу полотна? Персональная выставка Алексея Кузьмича продлится во Дворце искусств до 21 июля. А закончить рассказ о ней хочется стихотворными строками Андрея Скоринкина:
       "...Земли славянской верный сын,
       ведь от лучей твоих картин
       Светлее стало мирозданье!"

Елена Клименко

Центральная газета №27 6 июня 2001г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz