Женщины-Мадонны, несущие свет


       „Сейчас общество испытывает огромную потребность в реставрации духовных ценностей. Самой высокой целью искусства является утверждение красоты духовной, Божественного в человеке. Искусство должно нести миру Свечу Духовности, потому что, как и много веков назад, человек и сегодня стремится к свету и любви", - считает художник Алексей Кузьмич.
       Его мир - это мир мадонны-матери, идущей через века в будущее, воссоздающей нарушенную связь человека с природой, с космосом, возрождающей духовную жизнь в человеке. Это и исповедь художника своему времени - радостная и темпераментная, противостоящая „торжеству холодной безликой изобразительности". Это мечта воссоединения Божественного начала через встречу во времени Вселенской Богини и Земной матери-мадонны. Алексею, как он утверждает, являлась в снах Вселенская Матерь-Богиня в необыкновенном сиянии со словами: „Я тебя избрала. Тебе быть предвестником будущего, новой цивилизации на земле". Художник искренне говорит, что он еще не готов к созданию новой, будущей женщины Вселенной. Сейчас он в духовном поиске возможной формы слияния образов Вечности и Времени, Святости и Духовной Красоты. „Это должна быть энергетика света, любви, Вселенской Духовности", - говорит Кузьмич о будущей картине.
       Алексей Кузьмич отыскивает духовность на Земле и в небесах. Многие усматривают в его картинах заимствование у творцов эпохи Возрождения (даже в шутку называют Рафаэлем)... Но ведь все поколения на протяжении развития человечества брали лучшие достижения из предыдущих веков. (Зачем заново создавать механические часы, если они уже есть? Лучше их усовершенствовать). Каждый настоящий художник совершенствует мастерство, расширяя пространство своего времени. Если Ф.М. Достоевский писал, что „красота спасет мир", то Кузьмич как бы уточняет для себя: „красота духовная"...
       В связях художника с творцами эпохи Возрождения видится большее, чем просто ученичество у великих мастеров искусства - это своего рода перекличка с эпохой. Алексей спорит с „возрожденцами", разрушает общепринятые каноны: ангелы поклоняются мадонне, ее чистой святости. А на картине „Троица" - вообще неожиданное решение: умиление трех мадонн-матерей младенцами, то есть, духовным возрождением. Одна ассоциирует святость (в голубом), другая - торжество добра (в желтом), третья - справедливость (в красном одеянии).
       И совсем нетипично выражена преемственность эпох в картине „Юная Даная". Это не просто спор художника, нашего современника, с Тицианом, это как бы дуэль художников разных времен. Даная Кузьмича - воплощение юной чистоты и светлости. Ее наивная юность спорит с умиротворенной состоявшейся взрослостью, почивающей на лаврах волнующей женственностью, таковой изображена „Даная" Тициана. Конечно, „Юная Даная" не оспаривает земное ложе величественной и божественной красоты „Спящей Венеры" Джорджоне, но в ее наивной юности так много неразгаданного, притягательного...
       Возвращаясь к теме духовности в творчестве Кузьмича, нельзя не отметить картину „Чистота". Даже не зная ее названия, люди сходились в своем утверждении, что это истинная чистота, светлая, спокойная - торжество добродетели. Художник через мадонн ищет путь к духовному возрождению славянства на Земле, предопределяя этим ему великую роль в общечеловеческой эволюции.
       Мадонна и младенец - вечная тема, так как она ассимилирует животворящую вечность. Плачущие мадонны на полотнах Кузьмича - это жестокое время войн, насилия, несправедливости, неутвержденности. „Мои мадонны плачут, - говорит художник, - потому что в мире боль, горе, разрушение. Я сын своего народа и с ним тоже оплакиваю неспокойное, небережливое время, разрушающее и выхолащивающее лучшее в нас - нравственный потенциал". Плач женщин-славянок - это и горечь, и боль, и страх, и одновременно укрепление силы духа для того, чтобы выжить, спасти, сохранить жизнь на Земле. Женщиной всегда руководили эти основные слагаемые генетического начала. Вот почему мадонна и младенец на полотнах Кузьмича - неразрывны, едины, они объяты одной аурой, одним движением души, чтобы идти в будущее, нести свет духовности, чистоту времен.
       Мадонна шествует через века по Земле с добром, умиротворенностью, которые во всем движении ее души светятся. Ей не нужна чарующая, завораживающая улыбка, не нужно поддерживать ее игрой на лире или весельем шутов, - чтобы удалить меланхолию с лица... Она сама излучает свет, озаряющий жизнь дающую. Мадонна - это святость материнства. По-видимому, не случайно на многих выставках к мадоннам Алексея Кузьмича приходили помолиться, исцелиться. В Генуе (Италия) страдальцы, посетившие выставку картин (а их там было 6), внезапно избавлялись от хвори. Они молились перед картинами, целовали их и со слезами благодарности на глазах лобызали руки художника. „Меня такая непредсказуемость их поведения шокировала и одновременно умиляла, - вспоминает Алексей Васильевич. - Ведь итальянцев мадоннами не удивить..." Нечто подобное происходило и на выставках в Швеции, Санкт-Петербурге и других городах (всего персональных выставок было 10).
       Да и Минск с момента выставки Ильи Глазунова не видел такого паломничества... А сейчас белорусские женщины собрали тысячи подписей под письмом-обращением к Президенту Беларуси о создании в Минске галереи мадонны. (Алексеем Кузьмичем уже создано 650 полотен).
       Думаю, что в паломниках к светоносным мадоннам недостатка не будет. А Минску это принесет определенную известность, ибо галерея мадонны, надеюсь, откроется не в богатых Франции, Америке или еще где-то, а в нашей Беларуси.

Тамара Люкович

Центральная газета №10 1997г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz