Женщина для меня - непознанная вселенная.


       И в самых радостных краях не знаю ничего красивей, прекрасней матери счастливой с ребенком малым на руках... Так восхищенно и проникновенно-просто еще в прошлом веке писал о женщине Тарас Шевченко. С портретов же нашего современника, певца женской красоты, художника Алексея Кузьмича женщина смотрит прекрасными и, увы, печальными глазами. За долгие годы работы им написаны десятки, сотни женских портретов-картин - "Мадонны, сошедшие с небес", "Золотые мадонны", "Серебряные мадонны" и целый цикл плачущих мадонн. Печальна Мадонна Киевской Руси, слезы на глазах у Рогнеды и Ефросиньи Полоцкой, а у наших современниц взгляд отрешенно-неземной. Не несут на себе эти женщины отпечаток счастья от жизни в земном раю. Но нет на их лицах и казенного оптимизма тружениц полей и передовиков производства. В 50-летний юбилей художника уже можно ставить вполне определенный "диагноз": Алексей Кузьмич и в жизни, и в творчестве всегда преклонялся и преклоняется прежде всего перед ее величеством Женщиной. Она была и остается его музой, его ангелом-хранителем.
       - Мы все мечтаем о гармонии жизни и пишем об этом, говорим. Ну а я создал целый цикл плачущих мадонн, потому что это отражение реальной нашей действительности. Пишу, чтобы заронить в душу сильных мира сего, что они не то делают, если женщина плачет.
       - Андрей Тарковский считал профессию художника счастливой, поскольку тот сам, в одиночку, ни от кого не завися, работает над своим произведением и поэтому в своем творчестве свободен. Разделяете ли вы эту точку зрения?
       - Я могу только добавить, что только в искусстве, владея фантазией, талантом, можно создавать какие-то совершенные миры, совершенное общество. Но для этого человек должен быть внутренне свободен, отрешен от всяких догм.
       - Ваших мадонн иногда называют женщинами, сошедшими с небес. И это правда. В жизни ведь мы не такие. Вы никогда не задавались вопросом, почему же наши прекрасные славянки, жениться на которых на западе сегодня даже модно, у себя дома, среди своих мужиков так несчастны?
       - Может быть, потому, что традиционно мужские заботы легли на хрупкие женские плечи.
       - Говорят, что вы задумали написать тысячу женских портретов. Это предполагает, по крайней мере, знание таинственной женской души, особенно русской женщины, сердце которой Александр Дюма в свое время сравнил со сплавом солнечного луча и льда Кавказа и которая смеется в лицо каждому, кто не умеет ее покорить...
       - Я думаю, что он прав. Я создал уже около 600 женских холстов. Но не знаю, сколько напишу еще. Потому что чем больше пишу, тем больше убеждаюсь: женщина для меня - непознанная Вселенная...

Галина Скворчевская

газета "7 дней" №22 от 3 июня 1995г.



Грустные мадонны Алексея Кузьмича


       Такого издания в Беларуси еще не было. В конце прошлого года вышло в свет книга-альбом, в которой представлены 135 фоторепродукций картин белорусского художника Алексея Кузьмича - дань творческим заслугам и долготерпению художника.
       Он неустанно пишет мадонн. Но они у него необычны. Они большей частью грустны и печальны, их лицо редко озарены счастьем и покоем. Скорей всего, в их глазах - боль за всех нос, за несовершенство мира, в котором живем.
       Плачущую мадонну впервые в истории искусства написал белорусский художник. Почему? Не потому ли, что плач мадонн - это плач и его собственной души, которая изранена в бесконечной борьбе с жестокой реальностью?
       До 1991 года Алексей более 15 лет не выставлялся. И не потому, что его картины не заслуживали внимания, отнюдь. Причина была в другом: для мадонн Кузьмича совсем не находилось места. Бездуховность, лицемерие пустили глубокие корни, не в чести оказались люди совестливые, чистые.
       Он пишет, молится, страдает вместе со своими героями. Пишет трагедию XX века... Не потому ли его мадонны грустят и плачут?
       - Что же для Вас мадонна?
       - Прежде всего это женщина, которая родила ребенка и поэтому на нее распространяется табу, эта женщина вызывает уважение и благоговение. Она для меня святая, что с итальянского и переводится, кок Мадонна. Меня волнует, кто у нее на руках - будущий разрушитель или созидатель, человек, который принесет счастье не только матери, но и обществу. Надо нам всем помнить и уяснить: с каждого младенца начинается новый мир.
       - Нескромный вопрос.
       Эротика хлынула на нас, как снежная лавина. На Ваших картинах тоже обнаженная натура.
       - Моя Мадонна - не объект каких-то плотских вожделений, а Богиня. В книге отзывов на мою выставку, которую посетили и стар, и млад, нет ни строчки осуждения за то, что я пишу обнаженную натуру. Когда я работаю, мысли у меня совсем о другом: я хочу заставить людей глядеть на любую женщину именно как на мадонну.
       - И все-таки, почему у Ваших мадонн такой грустный вид?
       - Когда я начинаю писать новую мадонну, я сам себе говорю: наконец-то она должна улыбаться, как весна улыбается солнцем. Но, когда вхожу в жизненную среду, я чувствую, что час для этого еще не настал.
       Я бы не хотел писать трагедию, но ведь наша жизнь именно так и представляется: это кровь, слезы, революции, это шоковая терапия - все, что хотите. Я болезненно переживаю: когда же это все кончится, канет в Лету?
       - Не тяжело нести этот груз на протяжении стольких лет?
       - Бесспорно, тяжело. Сердце болит. Иногда кажется, не выдержу. Но, крест свой несу, ибо выполняю волю Мадонны, снизошедшей на меня. И буду нести его до последнего своего дыхания. Через плачущих мадонн я хочу заронить в души сильных мира сего, мужчин прежде всего, зерно очищения. Мужчины создали агрессивную цивилизацию. Может быть, женщина создаст иную, повернет мир в другую сторону, где будет радость.
       - Я знаю. Вас преследует одна мечта - воздвигнуть Храм Матери и украсить его своими работами.
       - Увы, на земном шаре нет Храма Матери-мадонны: ни в Лондоне, ни в Париже, ни в Варшаве, ни в Токио, ни в Москве. Его надо создать на нашей земле. Мне приходят сотни писем, идут они и в правительство с вопросом, соберемся ли мы когда построить его. У нас в Минске на улице Притыцкого строится храм, но это храм Божьей Матери, а нужен и другой - Мадонны-матери, куда бы приходили не только верующие, но где бы выставлялись художники, где можно было бы отдохнуть душой.
       - Высказывали ли Вы эту идею нашим властям?
       - К президенту я еще не попал, хотя его помощник приезжал ко мне, попросил книгу-альбом.
       Что касается меня, то я бы с большим удовольствием отдал все свои работы в этот хром Мадонны-матери. Не столь важно, где этот храм будет стоять. Желательно, конечно, в Минске. История Беларуси - трагическая история. Сколько войн, бедствий, а тут еще и Чернобыль, когда заплакали не только все матери страны ношей, но и матери всего мира. Нанесен почти непоправимый урон нашей нации.
       Ко всему прочему, это принесло бы Минску не только мировую славу, но и уважение к творцам храма, к белорусской женщине-мадонне, кем бы она ни была в этой жизни - учителем, ткачихой, крестьянкой...

Николай Михальчук

Труд в Беларуси №45 29 марта 1996г.



Мадонны Алексея Кузьмича


       Завершается выставка белорусского художника Алексея Кузьмича, которая проходит во Дворце искусства под названием "В лучах возвышенных Мадонн".
       Признания, которое только сейчас приходит к художнику, пришлось ждать 16 лет. За 26 лет творчества мастер создал более тысячи картин. Это и портреты, и натюрморты, но, главным образом, это космический образ женщины - Мадонны.
       Мадонна - главная тема и любовь Алексея Кузьмича. С детства особенным и возвышенным был для него образ женщины и матери. Связь художника с миром космическим происходит через сны. Именно в снах пробуждаются вдохновение, невероятная энергетика, которой обладает художник. Именно во сне увиден он Мадонну в белом одеянии, которая, явившись к нему из солнечного разрыва, объявила: "Я тебя избрала". Как говорит сам Алексей Кузьмич, мужской мир - несовершенен, и все будущее, все спасение - за женщиной, за матерью. Бессмертие, продолжение рода человеческого, новую цивилизацию способна дать только женщина.
       Что же стремится передать нам проводник между космическим и земным своими картинами, на что открыть глаза ? Для него самое важное - это предназначение человека. Именно это предназначение, которое в его понимании существует как освящение сознания, совершенствование души и тела, путь к Богу через светлое искусство, и стремится открыть нам художник. В классико-реалистическом стиле разговаривает он со зрителем, освещая свои картины "солнечными лучами". И невозможно не ответить на этот зов, невозможно остаться равнодушным к его искусству. В сердцах людей Кузьмич находит живой отклик: ему посвящают стихи, уходят с выставки просветленными и спокойными.
       В печальных глазах Мадонн видится глубокая тревога за будущее. Чем больше мастер вкладывает в картину, тем больший отклик она находит у людей. И это его заряжает еще больше, и он работает с новой энергией. Источник вдохновения - и его жена Инесса. Она очень поддерживает мужа, понимает и ценит его искусство. Многие считают, что лица Мадонн - это отражение ее лица. Хотя сам художник говорит, что он нашел обобщенный образ современной женщины-Мадонны, и каждая женщина в его картинах может увидеть себя.
       В чем отличие Мадонн Кузьмича от Мадонн итальянских мастеров Возрождения? Кузьмич обнажает своих Мадонн. Он не показывает простую плоть, одухотворяет, возвышает Мадонн как "вечную естественную наготу" .
       Выставка утверждает в сознании художника его нужность и полезность людям. Его искусство - вне национальности, вне религии. Мечта Кузьмича - подарить свое искусство всему человечеству, открыть Всемирную галерею Мадонн. Это действенный, как полагает художник, способ ускорения развития взаимоотношений Беларуси с западными странами.
       "Каждая женщина, имеющая ребенка, видит себя Мадонной", - говорит Кузьмич. И когда вы увидите перед собой на картине излучающей свет и тепло, женщину с ребенком или же женщину, готовящуюся стать матерью, душе становится спокойно и прекрасно.
       Зритель выражает самое сокровенное, что он испытал, глядя на эти полотна. Вот что он пишет: Алексею Кузьмичу:
       "Выставка - кик предупреждение всем правителям, чтобы они берег.ш мир на земле и святая святых - женщин, которые дают жизнь на Земле ".
       "Восхищены талантом и огромным трудом, вложенным в Ваши картины. Гордимся, что в Беларуси есть такие самородки".
       "Несете радость, чистоту, красоту, возвращаете нравственность и духовность".
       "Очень верю и надеюсь, что мир, благодаря этим образам, изменится к лучшему и станет добрее!"
       "Была вчера... сегодня пришла с мужем. Наверное, приду еще".
       К Мадоннам Алексея Кузьмича хочется возвращаться как к чистому истоку, от которого сам становишься чище и светлее.

Ольга Манков.

Народная Воля 27 июня 2001г.

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz