Его Мадонны свет небесный


       Однажды ему приснился странный сон: к нему спустилась с небес Мадонна и сказала: "Я первая появилась на этом свете. От меня - жизнь на Земле. Это мои дети здесь строят и разрушают..." Так появился у художника Алексея Кузьмича цикл работ "Сошедшая с небес". С тех пор он навсегда отдал душу и сердце своей Мадонне, которая, по твердому его убеждению, должна спасти наш усталый и жестокий мир. Именно с ней Алексей Кузьмич связывает приход "золотого века". Своими бесчисленными мадоннами (их у него уже более 600...) он приближает это время, потому что именно они, его божественные мадонны, излучают свет и любовь.
       - Когда я пишу картины, я чувствую какую-то удивительную, неземную силу, даже физически я улавливаю всем телом странное тепло, которое буквально пронизывает меня.., - говорит художник. - Когда я прихожу в мастерскую и когда покидаю ее, я преклоняю колени перед своими мадоннами и молюсь...
       ...Родился Алексей Кузьмич в селе Мохро на Брестчине. В солнечный летний день его рождения - это было 1 июня 1945 года - вдруг неожиданно налетела страшная грозовая туча. От удара молнии сгорело более десяти построек... Это было уже каким-то Божьим знамением для человека, который своим появлением на свет должен был нести людям Добро и Просветление, которого так не хватает всем нам сегодня.
       Преданность искусству, живописи стала смыслом и стилем жизни художника, который так трепетно и так неравнодушно смотрит на мир. В его работах четко прослеживается иконная образность, божественный полет мысли, за которой едва успевает его кисть. Неудивительно, что его картины такие трогательные и такие запоминающиеся: "Памяти узников ГУЛАГа" (1985-89 - из цикла "Памяти невинно убиенных"), "Детям Чернобыля" (1990), "Реквием" (1991-92). Изысканная гармония цвета и света, высокая одухотворенность буквально завораживают каждого, кто входит в мир творчества Алексея Кузьмича, в мир его мадонн. Это и работа, посвященная невинно убиенным великомученницам Вере, Надежде, Любови, а также их матери Софии, и "Плач Ефросиньи Полоцкой", "Плач княжны Рогнеды" из цикла "Плачущие Мадонны". Здесь - жертвенность и страдания великих мадонн, торжество и величие духа славянской женщины.
       Не так давно более двух месяцев во Дворце искусства белорусской столицы экспонировалась выставка Алексея Кузьмича "Мадонны XX века. Его, Алексея Кузьмича, единственного художника из стран бывшего Советского Союза, пригласила примять участие в выставке Владычица мира - Мадонна в Санкт-Петербурге, где в специальном зале экспонировались 22 работы художника. У входа в экспозицию был вывешен белорусский флаг...
       По приглашению супругов Пола и Шэрон Мур, президента и вице-президента компании "Сити-Хоуп", художник побывал в Соединенных Штатах Америки. Там прошла его благотворительная выставка, средства от которой пошли на лечение детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС...
       - Искусство должно нести миру Свечу Духовности, - считает художник, - а утверждение красоты и Божественного в человеке - главное его предназначение.
       Все эти мысли Алексея Кузьмича очень искусно воплощаются в его удивительном, восторженно-возвышенном и даже в каком-то смысле мистическом творчестве. Они находят свое воплощение в дорогом для художника образе Мадонны. По мнению Алексея Кузьмича, именно Мадонна, женщина может спасти мир от жестокости и разрушения, а наши горестные, измученные жизнью славянские мадонны - прекраснейшие в мироздании.


       Светлана Хорсун

Знамя Юности 1 июня 1995г., № 77

В полных драматизма ипостасях - обретение надежды


       Прежде чем приступить к работе у себя в мастерской в Троицком предместье, он обращается к своим мадоннам - "Ефросинье Полоцкой", "Боярыне Морозовой", "Княжне Урусовой", "Новомученице Великой княгине Елизавете Федоровне". Он просит у них прощения за их страдания - всякий ныне живущий несет ответственность за содеянное, в кои бы века это ни случилось. Он молит у них помощи, покровительства: спасите от заблуждений, ошибок, пусть все, что я делаю, пойдет только во благо, во имя спасения и созидания. Он низко кланяется своим домашним мадоннам: и вы простите меня и будьте со мной, грешным творцом, помогите мне своим величием духа, святостью и непорочностью.
       Он очищает себя у своих мадонн, как у икон. Для него они такие же святые. Пусть для кого-нибудь это не покажется чудачеством. Всякий человек волен выбирать, как ему жить. Алексей Кузьмич очень искренен в своих убеждениях, верованиях. Так же, как искренен в своем творчестве. Именно в этом, как мне кажется, его необычность и сила.
       У художника более 500 законченных холстов. Титанического труда стоило ему, чтобы каждая работа стала для него событийной. К себе, как к творцу, он очень придирчив, требователен. И поэтому, начиная с самого раннего периода творчества, он искренен, самобытен. Его серия "Опрокинутый мир" писалась давно, но актуальна и злободневна и по сей день. Спросите, почему? Да потому, что художник постоянно обращается к темам жизни и смерти, добра и зла, материнства, духовности. Это вечные темы. Они всегда волновали и волнуют человечество.
       На всех полотнах Кузьмича мадонна - главный движущий, определяющий образ. Она трогательно красива. Но красота эта не столько для того, чтобы привлечь внимание, поразить, а чтобы как можно ярче и полнее раскрыть внутреннее состояние души. А оно всегда очень многомерное, непростое для восприятия, понимания. Героиня живет богатейшей духовной жизнью - всеисцеляющей, всепобеждающей. Даже плачущие мадонны, которые несут в себе мировую скорбь, не сломлены, не сокрушены, не убиты горем. Они сильны духом. Они крепки верой в торжество разума, справедливости, добродетели.
       Художник очень внимательно всматривается в процессы, которые происходят в нашем обществе. Много думает, размышляет над природой человека: почему люди живут не по законам совести, почему сегодня, в так называемый переходный период, когда всем дали свободу и право выбора, вдруг стало очевидным, бесспорным, что многие оказались далеко не теми, за кого выдавали себя ранее. И без того наше общество было больным. Когда же и те, кто носил маски, их сбросили, показали свое истинное лицо, начали открыто жить по своим неписаным законам, стало страшно. Тупость, невежество, ханжество, обман, подкуп, предательство, зависть, злоба, неуважение друг к другу, откровенный цинизм зачастую правят бал.
       Люди совестливые, честные уже как будто и не ко двору. Над ними издевательски смеются спекулянты от коммерции, преуспевающие дельцы. Деградация, вырождение в обществе - процесс не одного дня, года, а длительный и мучительный. В этом нисколько не сомневается художник и пытается с присущей ему неистовостью докопаться до истины, найти объяснение происходящего.
       Мадонна с картин Кузьмича не дает забыть преступлений над славянской нацией, с постоянным упорством напоминает о наших грехах. Вознесенная над полыхающими храмами дьявольскими искусителями, поруганной Родиной, она отличается от всех мадонн мира своей святостью, стыдливостью, набожностью, духовностью. И поэтому в ней наше спасение. Обращение к мадонне - обретение надежды, веры, всего утраченного и растерянного, чистого и прекрасного в человеке.
       Алексей Кузьмич не только единственный в нашей республике певец мадонн, он еще и непревзойденный портретист. Всмотритесь в портреты артистов Стефании Станюты, Галины Макаровой, Здислава Стоммы и других известных, уважаемых людей, и вам станет известно о них гораздо больше, чем до этого. Художник очень точно передает движение души своих героев, приоткрывает в их характерах самое сокровенное, дорогое, то, что не всякому дано увидеть и разглядеть.
       Побывал не так давно Алексей Кузьмич в Америке, куда возил несколько своих работ. В Нью-Йорке у него была возможность познакомиться с творчеством многих американских художников. Он с трепетом в душе шел на их выставки. И каким же глубоким было его разочарование, когда он встречался с очередным искусством обмана, извращения. Гнутые трубы, ископаемые всевозможных свалок и иные "выражения" на холстах стоят иногда миллионы долларов, он же не дал бы и гроша. Его задача - во мраке XX века противопоставить свое искусство всяким измам, которые убивают в человеке божественную его суть и природное начало.
       ...1993 год. Минск. Во Дворце искусств в октябре - ноябре было как никогда оживленно. Люди шли сюда в одиночку, а больше с друзьями, семьями. Не припомнить, чтобы после выставки известного русского художника Ильи Глазунова здесь собиралось так много народа. Но это был Глазунов. Гений с мировым именем... А кто же сейчас? Кто привлек к себе такое пристальное внимание? Этим художником стал Алексей Кузьмич.
       Весь огромный зал дворца на втором этаже выглядит торжественно и празднично. Полотна, полотна... Их очень много. Разбегаются глаза, теряешься от волнения, которое охватывает тебя вдруг. Требуется время, чтобы успокоиться, не спеша приступить к знакомству с работами.
       "Мадонны 20-го века" - так назвал Алексей Кузьмич свою выставку. Из всех предыдущих она самая большая и впечатляющая. Открылась 6 октября. 10 ноября планировалось завершение. Этот день наступил. Но... выставка не закрылась. Не закрылась потому, что интерес к ней, чем больше она работала, продолжал расти. И много людей со всех уголков республики настоятельно просили продлить вернисаж, иначе при всем желании не успеть попасть на него, чтобы своими глазами посмотреть на прекрасных избранниц 20-го века, которых боготворит художник, перед которыми преклоняется и молится.
       Выставку администрация продлила до конца месяца. Редкое, согласитесь, явление в наше взбудораженное от трудностей и неурядиц время.
       Сейчас людей вытянуть в театр, на концерт, интересную встречу стоит невероятных усилий. А на Кузьмича идут. Идут... И никакие житейские проблемы этому не помеха. Почему? Не будем долго терзаться в разгадке этого удивительного феномена. Обратимся к книге отзывов. Приведем всего несколько высказываний:
       "Благодарю за счастье познать радость и гордость быть женщиной, матерью. Восторг, боль, сострадание - вот гамма чувств, вызванных вашими работами".
       "Спасибо за выставку! Спасибо за ваши золотые руки! Спасибо за свет, который вы несете людям! Дай Бог вам здоровья! Плач Ефросиньи Полоцкой будет всегда перед моими глазами"...
       "Выставка прекрасна!!! Это гимн-реквием женщине-матери. Большое спасибо от всех женщин-матерей и благодарных сыновей!"
       "Прекрасно!!! Хочется жить, быть мамой, растить детей!"
       И еще об одной выставке. Она состоялась в прошлом году, в дни, когда в Санкт-Петербурге проходили Игры доброй воли. Ее организаторы - городская мэрия и Союз журналистов. Название выставки " - Душа народа" - очень точно выражало ее тематическую направленность. В ней пригласили принять участие и Алексея Кузьмича, единственного из художников стран бывшего Советского Союза. И не случайно. Алексей Васильевич родился в большой полесской деревне Мохро на Брестчине. Убежден, что Полесье - прародина славянского мира. Русские, украинцы, белорусы - одного происхождения, у них общая цивилизация, вера, они - братья по крови. Именно поэтому Алексей Кузьмич называет себя художником славянским. Не только называет, но и является таковым, доказывает это убедительно всем своим творчеством.
       Алексей Кузьмич остался очень доволен выставкой в Санкт-Петербурге и вспоминает ее всегда с большим волнением:
       - Выставка была размещена в здании Императорского общества поощрения художников. В ста метрах - Исаакиевский собор, в двухстах - Эрмитаж. Это уже само по себе значительно. Интерес у публики был огромнейший. Из предложенных мною работ для демонстрации отобрали 22 полотна и для них отвели специальный зал. Центральный. Экспозицию осенял белорусский флаг. Все время ко мне приходили люди - взыскательные искусствоведы и простые женщины. Иностранцы проявляли особый интерес, они удивлялись такому искусству. Равнодушных не было. И в этом для меня наивысшее признание.
       Еще древние во главу угла всего человеческого бытия ставили человека. Для Алексея Кузьмича человек тоже мера всех вещей, он - Бог!
       В Ньо-Йорке его искусство вызвало большой неподдельный интерес. Американцы назвали то, что он создаем великим антимиром, а художника - пришельцем из других миров. Что ж, в этом они, пожалуй, правы. Алексей Кузьмич не подстраивается ни под кого, не спешит угнаться за модой, новыми стилями и направлениями. У него свой стиль и направление. Он популярен потому, что несет на себе крест возрождения, любви к человеку, Отечеству.

Петро Сабина

Республика №141 6 июня 1995г

go-up

на главную страницу !

 

 
Hosted by uCoz